Танк меркава: израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, весСозданию израильского танка «Меркава» предшествовала долгая подготовка. До 80-х годов израильтяне имели на вооружении, в основном, старую технику американского, англий­ского и французского производства, продлив сроки ее службы и приспособив к своеобразным геогра­фическим условиям региона. В то же время назревала необходимость в оснащении войск более современными танками. Ведь именно танковые войска не раз спасали Израиль в войнах с более крупными арабскими державами. 

В 50 — 60-е годы прошлого века промышленность Израиля была еще очень слаба. Поэтому рассматривались такие возможности, как сборка в Израиле французских танков AMX-30, позднее – закупка британских «Чифтенов». По разным причинам обе эти затеи провалились.

С 1970 года израильское правительство склоняется к созданию танка силами отечественной промышленности. В этой связи нужно упомянуть имя человека, стоявшего у истоков создания серии танков «Меркава».

Это генерал Исраэль Таль (1924-2010), в 1970 году впервые обосновавший экономическую целесообразность постройки Израилем собственных танков, и направивший соответствующий отчет правительству страны.

В том же году официально утверждена «Программа Меркава», по названию которой впоследствии получил имя и сам танк. «Меркава» — в переводе на русский означает «Колесница».

При разработке компоновки нового танка ставилась цель перенесения максимально большей части боевого отделения из башни в корпус и уменьшения её фронтального силуэта. Это объяснялось тем, что излюбленной тактикой израильтян является оборона позиций на скатах высот. При таком способе ведения боевых действий велика вероятность попаданий именной в башню танка.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Первые опытные образцы были показаны в 1977 г., поступление танка в войска началось в 1979 г. За четыре года было изготовлено 250 танков Мк.1, при­чем до 30% агрегатов поступало из-за границы. В частности, США обеспечивали поставки двигателей и трансмиссии.

В качестве основного вооружения в низкопрофильной башне танка установлена производимая по лицензии американская нарезная пушка М68 калиб­ра 105 мм, стабилизированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет, еще два пулемета такого же калибра смонтированы на крыше башни. Общий боекомплект пулеметов – 10000 патронов.

Ходовая часть в основном заимствована и частично унифицирована с танком «Центурион». Подвеска не­зависимая, пружинного типа. На передних и задних катках установлены гидравлические амортизаторы.

Лобовые детали корпуса изготовлены из много­слойной брони и установлены под большими углами наклона. Башня, лобовая часть которой прикрыта многослойной броней, сильно сужена спереди и плос­ка в средней и задней частях. Борта и ходовая часть прикрыты съемными броневыми экранами.

Моторно-трансмиссионное отделение, боевое отделение и отделение управления разделяются броневыми перегородками. Впереди слева сидит механик-водитель, а остальные члены экипажа находятся в башне.

Боекомплект, составляющий 60 пушечных выстрелов (бронебойных подкалиберных, кумулятивных, бронебойно-фугасных, дымовых, с готовыми поражающими элементами), размещен во взрыво- и пожаробезопасных контейнерах в задней нижней части корпуса (как наименее подверженной поражению).

В кор­мовом отсеке, отделенном перегородкой от боевого отделения, можно поместить еще 32 выстрела. По­мимо пулеметов, на крыше баш­ни на кронштейнах установлены 2 зенитные систе­мы управления огнем (израильского производства), включая лазерный прицел-дальномер и баллистичес­кий вычислитель.

Кроме мощной лобовой защиты повышению безопасности экипажа способствуют система пожаротушения и задние двери, позволяющие быстро покинуть танк. Через задние двери также производится загрузка боеприпасов в танк.

Система управления огнем (СУО) на танке «Меркава» Мк.1 называлась «Матадор-1» и была, фактически, копией такой же системы американского танка M60A1. Она не была оснащена системой стабилизации, поскольку на то время более израильтянами важным считалось ведение огня с места.

На базе «Меркава» Мк.1  в 2006 году создан также бронетранспортер «Намер» (15 единиц в строю на июнь 2009, еще 130 планируется выпустить).

Танки «Меркава» Мк.1 были применены в ходе войны в Ливане в 1982 году, где продемонстрировали высокие боевые качества, особенно в плане защиты экипажа. Вместе с тем обнаружилось, что выбранная компоновка башни не  обеспечиват достаточной защиты. Был случай, когда при попадании 125-мм снаряда советского Т-72 с дистанции 1500 м башню танка «Меркава» просто сорвало с погона.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Установленная на танке новая американская трансмиссия позволяет при тех же мощности двигателя и емкос­ти топливных баков увеличить  запас хода до 500 км.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях и снабжена теплоизоляционным ко­жухом. Система управления огнем «Матадор-2» значительно усовершенствована по сравнению с предыдущей версией.

Она включает двухплоскостной стабилизатор, лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель.

Позже появилась усовершенствованная версия этого танка Меркава Мк.2В – в состав ее СУО введен тепловизор.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

С 1987 г. начато производство образца  «Меркава» Мк.З с боевой массой 63 т, с западногер­манской 120-мм гладкоствольной пушкой (боеком­плект 50 выстрелов). Многотопливный ди­зель мощностью 1200 л.с. дает танку возможность развить скорость 60 км/ч.

Установлена новая система управления огнем. Танк оснастили новой модульной броней, представляющей из себя съемные металлические коробки с пакетами многослойной брони. Такая броня при выходе ее из строя легко меняется на новую в полевых условиях.

Впервые применена система предупреждения об опасности, включающая оптические датчики и де­тектор лазерного облучения, которое используется при наводке противотанковых средств и авиационных боеприпасов. Такое оповещение дает экипажу время для принятия решения об использовании маскировки или подавлении вражеских огневых средств вооружением танка.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

В процессе совершенствования танка «Меркава» Mk.3 создавались его модификации.

«Меркава» Мк.3В – модификация, имеющая усовершенствованную броневую защиту.

«Меркава» Мк.3В Баз – имеет систему сопровождения цели в автоматическом режиме, что резко повышает эффективность огня этого танка, позволяя ему бороться даже с низколетящими вертолетами противника при помощи снарядов своей пушки.

В конце 2002 года линия по производству Mk.3 закрыта, все производственне мощности переведены на выпуск нового образца — «Меркава» Mk.4. На этом танке установлена новая гладкоствольная 120-мм пушка MG-253, рассчитанная на повышенное давление пороховых газов, и служащая также пусковой установкой для ПТУР. Пушка оснащена полуавтоматом заряжания на 10 снарядов.

Дополнительное вооружение: 2 7,62-мм пулемета и 60-мм миномет. Танк оснащен новым дизелем «Дженерал дайнемикс» GD-883 мощностью 1500 л.с. Значительно усилено бронирование крыши башни. Командир танка получил новый панорамный прицел с независимым тепловизором и боевой информационной системой «Цаяд». Боевой отсек танка полностью изолирован от различных узлов и боекомплекта.

Масса машины возросла до 65 тонн.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Таким образом, «Меркава» Mk.4 является дальнейшим развитием танковой концепции Израиля, нацеленной на создание большой, тяжелой, максимально живучей и безопасной для экипажа машины.

Выпуск танков «Мер­кава» продолжается. По состоянию на 2007 г. выпущен 1681 танк серии «Меркава»: 848 Мк1, 375 Мк2, 378 Мк3, 80 Мк 4.

До 400 танков «Меркава» Mk.2, Mk.3 и Mk.4 принимали участие во Второй Ливанской войне 2006 года. Танковые войска Израиля понесли значительные потери в этом конфликте. Только в ходе наступления в районе р. Салуки 12 августа было подбито 11 танков, 8 членов экипажей погибли.

Читайте также:  Танк шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в ссср, история

Всего же было повреждено 46 танков, 5 признаны не подлежащими восстановлению: 2 подорваны на мощных фугасах и 3 поражены ПТУР. После войны было принято решение об оснащении всех танков «Меркава» Мк.4 системой активной защиты от ПТРК/РПГ «Трофи».

Раньше это не было сделано из-за «недостатка средств», и только война расставила все по своим местам.      

Основные боевые характеристики танков серии «Меркава»          

Мк.1 Мк.2    Мк.3 Мк.4   
Год принятия на вооружение:  1979    1983 1990 2002
Боевая масса 56 т 60 т     63 т 65 т
Экипаж  (десант) 4 (10) чел. 4 (10) чел. 4 (10) чел. 4 (10) чел.
  • Длина с
  • пушкой
  • вперед
8300 мм 8300 мм 9040 мм 9040 мм
Длина корпуса 7450 мм 7450 мм 7600 мм 7600 мм
Ширина 3720 мм 3720 мм 3720 мм 3720 мм
Высота 2660 мм 2660 мм 2660 мм 2660 мм
Мощность  двигателя 900 л.с. 900 л.с. 1200 л.с. 1500 л.с.
Макс. скорость 56 км/ч 56 км/ч 60 км/ч 65 км/ч
Запас хода 400 км 500 км 500 км 500 км
Пушка
  1. 105-мм
  2. нарезная
  3. М-68
  • 105-мм
  • нарезная
  • М-68
  1. 120-мм
  2. гладкоств.
  3. MG-251
  • 120-мм
  • гладкоств.
  • MG-253
Пулеметы 3х7,62 3х7,62 3х7,62 2х7,62
Миномет 1х60 мм 1х60 мм 1х60 мм

(По материалам книги Н. Соколова «Оружие будущего», журнала «Танкомастер» и другим )

Источник: http://www.modernarmy.ru/article/97

«Меркава»

Возможность производства танков непосредственно в Израиле впервые начали серьезно рассматривать в феврале 1964 года. Речь тогда шла о сборке французского танка AMX-30, при этом корпус его планировалось изготавливать в Израиле, а башню привозить готовой из Франции. По разным причинам от этой затеи отказались.

В начале 1966 года Великобритания выразила предварительное согласие продать Израилю танки «Чифтен» и даже организовать его лицензионный выпуск в Израиле (вначале – отверточная сборка из привозных комплектующих, а затем постепенный переход к полному собственному производству).

В ноябре 1966 года в Великобританию выехали две делегации – танковых войск и службы вооружений – для всестороннего изучения танка. В начале 1967 года два танка «Чифтен» прибыли в Израиль для прохождения всесторонних испытаний. После выработки моторесурса эти машины поменяли на два новых танка.

В общей сложности испытания продолжались два с половиной года. В ходе их были внесены многочисленные предложения по изменению конструкции для лучшего приспособления танка к работе в пустыне. 17 октября 1968 года Израиль официально обратился к Великобритании с просьбой о приобретении танков «Чифтен».

В апреле 1969 года израильская делегация приступила к изучению технологии производства «чифтенов» в Великобритании. В этот период в британском правительстве шла дискуссия по вопросу о продаже танка в Израиль. Министерство обороны было за, министерство иностранных дел – против.

В конце концов, в декабре 1969 года Великобритания официально отказала Израилю. В конце этого же месяца оба находившихся в Израиле танка были отправлены обратно в Англию.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Группа офицеров танковых войск АОИ. Крайний справа – Исраэль Таль

Неудачи с организацией лицензионного производства танков в Израиле, судя по всему, окончательно утвердили израильское военное руководство в необходимости разработки и дальнейшего серийного производства танка собственной конструкции. Основным «толкачом» этой идеи был, безусловно, генерал Исраэль Таль.

Поскольку роль этого человека в создании израильских танков трудно переоценить, о нем следует сказать несколько слов, тем более что в российских изданиях о нем пишут в основном всякую чушь.

Последний ее образец – объявление Таля «выходцем из Советского Союза»! Ну, ясное дело, талантливый танкист по определению не может быть не советским или, на худой конец, без советских корней. Ну, или учился у нас. Иначе никак! Из этой же обоймы басни про Гудериана, «учившегося» в СССР танковому делу.

Для полноты картины осталось только найти одесские корни у генерала Паттона, и все будет в полном порядке! На фоне подобного главпуровского мракобесия краткая биографическая справка о генерале Тале просто необходима.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Прототип (точнее – ходовой макет) танка «Меркава». При его изготовлении использовался корпус танка «Центурион»

Итак, Исраэль Таль родился в 1924 году в Палестине. Военную службу он начал в 1942 году, когда добровольно пошел в британскую армию, в составе которой сражался в Северной Африке и Италии. В 1946 году Таль вернулся в подмандатную британцам Палестину и вступил в ряды организации «Хагана».

В ходе Войны за независимость он воевал в пехоте, после войны командовал батальоном в бригаде «Гивати», а в 1956 году стал командиром одной из пехотных бригад ЦАХАЛа.

В дальнейшем Таль перешел в танковые войска, где занимал должность заместителя командующего, затем – командира 7-й бронетанковой бригады, а в 1964–1969 годах он был командующим танковыми войсками АОИ, в ходе Шестидневной войны одновременно командуя 162-й танковой дивизией, наступавшей на севере Синайского полуострова.

Войну 1973 года генерал Таль встретил, будучи начальником оперативного управления и заместителем начальника генштаба, а на ее завершающей стадии командовал Южным фронтом. В 1976 году Исраэль Таль ушел в отставку и стал помощником министра обороны. Занимая эту должность, он долгие годы возглавлял разработку и производство танка «Меркава».

Но это, наверное, не главное. Генерал Таль был выдающимся танковым командиром и по праву считается создателем танковых войск Израиля. Именно под его руководством танковые войска АОИ превратились в грозную силу, сыгравшую основную роль в войнах, которые вел Израиль.

Генерал Таль принадлежал к числу подлинных танковых фанатиков, знающих и любящих боевую технику до последнего винтика. Солдаты не раз видели своего генерала в полевой форме, перепачканной машинным маслом, когда он вместе с механиками разбирался в поломках танковых агрегатов. Израильские танкисты дали своему командующему любовное прозвище Талик. Генерал Таль умер 8 сентября 2010 года.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Один из полноценных прототипов танка «Меркава» Мк 1 демонстрируется в танковом музее АОИ в Латруне

Именно под влиянием Таля начала складываться концепция израильского танка. Он считал, что ни одна из моделей танков, будь то американские танки М48 и М60 или британский «Центурион», не удовлетворяет основным требованиям израильской танковой доктрины.

Израильская армия нуждалась в абсолютно новой боевой машине, наиболее полно соответствующей театру военных действий и боевому опыту израильских танкистов. Основной акцент, наряду с огневой мощью и маневренностью, делался на максимальную защиту членов экипажа: танк может быть полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть.

Читайте также:  Самолёт су-37: терминатор, максимальная скорость истребителя, тактико-технические характеристики (ттх)

Такой подход принципиально отличен от общепринятого, при котором три компоненты конструкции любого танка – защищенность, подвижность и огневая мощь – находятся в определенном равновесии. Но совсем не случаен для страны, в которой смерть каждого солдата – национальная трагедия.

6 июня 1970 года генерал Исраэль Таль послал в министерства обороны и финансов Израиля результаты экономического исследования по вопросу целесообразности разработки и производства собственного танка.

Программа разработки, получившая название «Программа Меркава», была официально утверждена правительством 20 августа 1970 года, и научно-исследовательский центр при государственном объединении IMI (Israel Military Industry) приступил к проектированию. Следует подчеркнуть, что работы велись в тесном сотрудничестве с США.

Кроме того, в разработке танка принимала участие группа офицеров-танкистов, руководимая генералом Талем. Проектирование велось очень высокими темпами, несмотря на то, что первоначально в работах принимали участие всего 35 человек. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря самому Талю и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Сборочный цех завода в городе Тель-а-Шумер

В декабре 1974 года на испытания был передан первый опытный образец (этому предшествовало испытание прототипов, переделанных из танков Centurion). Первые 4 серийные машины были переданы на испытания в Армию обороны Израиля 26 апреля 1979 года.

Официальное принятие на вооружение танка Merkava («меркава» – колесница) состоялось 29 октября 1979 года. Серийное производство осуществлялось с 1979 года на заводе в городе Тель-а-Шумер.

В 1980 году, после выпуска первых 30 танков, темп производства составлял 7—10 машин в месяц, затем он вырос до 10 машин в месяц и более. К войне 1982 года в войсках находилось около 200 танков Merkava Mk 1.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://military.wikireading.ru/6856

Как с иврита переводится название танка меркава. Еврейский танк на дорогах россии. Американские и Европейские танки на вооружении Израиля

Израильский основной боевой танк Меркава (Колесница) впервые был показан в 1979 году и удивил многих своей компоновкой, став в итоге предметом споров о том, оправдана ли такая конструкция современного ОБТ .

При его разработке учитывалась преимущественно оборонительная тактика боёв и потребность максимальной защиты экипажа, что привело к смене приоритетов.

Большинство ОБТ конструируются по принципу огневая мощь-защита-подвижность , Меркава же имеет в приоритете защиту.

Израильтяне создавали ОБТ, который должен был использоваться лишь у них в стране и не экспортироваться в другие. Поэтому Меркава полностью отвечает их специфическим требованиям, имея при этом недостатки, которые были бы заметны в других армиях, но о них поговорим в конце статьи.

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета.

Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов.

Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов.

Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка.

Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Читайте также:  Ножи туристические: складные, многофункциональные, универсальные, охотничьи, как выбрать и хранить дома

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B.

Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену.

В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Первая версия, серийное производство началось в 1979 году, всего было создано около 250 единиц. Участвовала в Ливанской войне 1982 года, после чего, учитывая проявившиеся недостатки и уязвимости, было принято решение создать новую версию, в результате чего появилась модификация Меркава мк.2 (Меркава Mk.1B). Все танки первой модификации позже были доведены до нового уровня.

Версия, созданная на основе опыта Ливанской войны. Получила гораздо лучшую защиту, увеличенную огневую мощь и повышенную проходимость. Заменили бортовые экраны и улучшили защиту башни установкой накладных экранов. Сзади башни установлены корзины для имущества и навешены металлические цепи с шариками, всё это даёт дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов.

Были установлены СУО Матадор-2 и тепловизор, трансмиссия заменена на израильскую «Ашот», ёмкость топливных баков увеличена на 25% и модернизирована подвеска.

Всего произведено около 600 таких танков.

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Последняя и самая совершенная версия.

Ещё больше повышена защита, из-за чего увеличились размеры, масса достигла 70 тонн. Для сохранения подвижности был установлен новый двигатель GD 883 мощностью 1500 л.с. Установлен комплекс активной защиты Trophy, защищающий Меркаву от управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

Башня увеличилась в размерах, защищена модульной бронёй и имеет лишь один люк, использующийся командиром, установлена новая командирская башенка. Добавлена защита днища.

Танк Меркава мк.4 обещает стать последним в серии, после чего ему на смену придёт принципиально новая машина следующего поколения.

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют.

Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения.

Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

Танки армии обороны Израиля

Первые танки ЦАХАЛа

Источник: https://servizhome.ru/kak-s-ivrita-perevoditsya-nazvanie-tanka-merkava-evreiskii-tank-na-dorogah.html

О названии танка «меркава»

Однако, далеко не все. В разных роликах на YouTube о танке «Меркава», да и в статьях, данная версия продолжает повторяться, с вариантами («Божественная колесница», «Колесница Бога», «Святая колесница»). Вот например цитата из статьи Антона Василенко «15 фактов о танке ‘Меркава’» (2014 г.

): Слово «Меркава» переводится с иврита как «колесница» и имеет также религиозно-мистическое значение.

Это слово упоминается в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и обозначает «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморфы, каждое из которых имеет четыре крыла и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.

Действительно, есть такой пророк (Йехезекиэль) и такая книга («Сефер Йехезекиэль»), есть вопрос обсуждения смысла подобных видений, известных как «Акт Меркава» или «Дело Меркава» («Маасе Меркава»).

И кстати, отсюда пошло выражение «Маасе Меркава» в современном иврите, означающее «Некий сложный процесс». Вполне возможно, что именно из-за этого выражения, единый проект компьютеризации министерств правительства Израиля на базе ERP компании SAP, начатый в 1999 г., получил название «Меркава» (сокращение МЕРКАВА – «Михшув Рохби Колель бэ-Мисрадей hа-Мимшаля»).

Но всё это – уже вторичное использование слова.  Впервые слово «Меркава» встречается в Библии в книге «Бытие» («Барешит»), стих 41-43 («мем-алеф» – «мем-гимель»): «Велел везти его на второй из своих колесниц … » (на иврите: «Вэ-Йеркав ито ба-Меркават hа-Мишне… »).

Здесь «Меркават hа-Мишне» – «вторая (второстепенная) колесница». Из полного текста видно, что колесница принадлежала египетскому фараону, никакого отношения к божественности она не имела. Может египтяне и считали фараона живым богом, но никак не евреи.

Далее по тексту на колеснице ездит и сам Иосиф, в тот период – египетский чиновник высокого ранга, по сути – премьер-министр у фараона.

  Добавлю также, что значение Торы (Пятикнижие Моисеево, «Хумаш», «Торат Моше») куда выше, чем книг пророков, да  и написаны они гораздо раньше.

Таким образом, при обсуждении танка «Меркава» надо переводить его название просто как «Колесница».

Добавлю также, что до конца 50-х гг. в АОИ для обозначений военной техники использовали оригинальные названия, будь то «Шерман», «Кромвель» или АМХ-13. И лишь затем технике начали давать имена на иврите. Для танков:

  • «Шот» («Бич», «Кнут») – «Центурион»;
  • «Магах» («Таран») – семейство танков М48/М60;
  • «Барак» («Молния») – немецкий танк «Леопард-1», АОИ недолго проявляла к нему интерес в 1963 г.;
  • «Абир» («Рыцарь») – английский танк «Чифтен», испытывался в Израиле в 1967-1969 гг., АОИ планировала купить его и наладить производство по лицензии, однако Великобритания в конце-концов отказала в продаже.

На фоне этих названий выбор «Меркава» («Колесница») для нового танка вполне понятен.

Ссылки:

https://oleggranovsky.livejournal.com/272740.html

3Для того, чтобы оценить статью Вам необходимо иметь на сайте проекта не менее 3 публикаций!

Источник: https://newsprice.info/41250-2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector