Танк пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Пантера (PzKpfw V «Panther») – это немецкий танк времен Второй мировой войны. По немецкой классификации он был средним, а по всем другим скорее мог относиться к тяжелым.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

История создания

Когда в начале Второй мировой немцы столкнулись с советскими Т-34, они испытали настоящее потрясение – этот танк превосходил всю бронетехнику Германии того времени. Поэтому уже в 1941 году было решено начать разработку нового немецкого среднего танка. Вообще работы над такой машиной велись еще с 1938 года, но Т-34 их очень сильно подстегнул.

В ноябре 1941 года компаниям MAN и Daimler-Benz выдали техническое задание на новую боевую машину массой 35 тонн, двигателем 600-700 лошадиных сил и броневой защитой 40 мм. Новому танку сразу присвоили имя «Пантера». А немного раньше начали разрабатывать новое танковое орудие 75 мм, для пробития брони 140 мм на дистанции километр.

Немецкие конструкторы внимательно изучили трофейные образцы танков противников, особенно Т-34, и уже весной обе фирмы представили свои прототипы.

Танк от Daimler-Benz оказался слишком похож на Т-34, но в целом понравился Гитлеру. У танка от фирмы MAN была более традиционная для немцев компоновка и вешний вид.

Кстати, обе фирмы от подвески Кристи, которая использовалась в Т-34, отказались из-за ее архаичности.

Чтобы выбрать из двух вариантов была собрана специальная «Пантер-комиссия». В мае она после многочисленных испытаний и обсуждений все-таки постановила, что танк от компании MAN больше подходит немецкой армии.

У немцев танк считался средним потому, что тяжелыми были машины с орудиями калибром больше 75 мм. При этом готовая машина получилась весом 44 тонны, что по всем остальным классификациям делало ее тяжелым танком.

В конце 1942 года построили две опытные машины. В ходе эксплуатации были выявлены различные недостатки, которые исправляли буквально на ходу. И уже в январе 1943 года с конвейера сошла первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther. Кстати, просто «Пантерой» танк стали называть только в начале 1944 – ранее для его обозначения всегда использовали индекс Pz.Kpfw.V.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияПантера Ausf. D1, первая модификация

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк по немецкой классификации;
  • Боевая масса – 44,8 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, управления спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1942-1945;
  • Годы эксплуатации – 1943-1947;
  • Всего выпущено – 5976 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6870 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 8660 мм;
  • Ширина корпуса – 3270 мм;
  • Высота – 2995 мм;
  • Клиренс – 560 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катаная, средней и низкой твердости, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 80/55° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 50/30° мм/градус;
  • Корма корпуса, верх — 40/30° мм/градус;
  • Днище – 17-30 мм;
  • Крыша корпуса – 17 мм;
  • Лоб башни – 110/10° мм/градус;
  • Маска орудия – 100 мм, литая;
  • Борт башни — 45/25° мм/градус;
  • Корма рубки — 45/25° мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 75 мм KwK 42;
  • Длина ствола – 70 калибров;
  • Боекомплект пушки – 81;
  • Пулеметы — 2 × 7,92 MG-42.

Подвижность

  • Тип двигателя – карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 25-30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Удельная мощность – 15,6 л.с. на тонну;
  • Тип подвески – торсионная.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Модификации

  • Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 – первые двадцать серийных машин. Никогда не участвовали в боях – на них готовили экипажи в тылу. У машин был двигатель HL 210 P45 и лобовая броня 60 мм;
  • Ausf. D2 – первая серийная модификация, очень похожая на D1. Была усилена лобовая броня, командирская башня и дульный тормоз приобрели «пантеровский» вид;
  • Ausf. А – модификация с новой башней, без амбразур и небольших люков, с более удобным прицелом и привычной шаровой установкой курсового пулемета. Часто машины оснащали фальшбортами;
  • Ausf. G – самая массовая модификация, производилась с весны 1944 года, с усиленным бронированием. Некоторым «Пантерам» поставили маску орудия с «юбкой», чтобы башню не заклинивало от попаданий снарядов противника;
  • Ausf. F – последняя модификация, была разработана осенью 1944. Должна была быть еще более защищенной, но до конца войны выпустили только несколько корпусов и башен и ни одного прототипа не собрали.

Осенью 1943 года начали разрабатывать вторую «Пантеру», на которую бы поставили 88-мм пушку, как на Королевском тигре, и новую башню, то есть своеобразный облегченный второй Тигр. Но подходящего двигателя для машины так и не подобрали.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияБашня Ausf. F
Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияИзображение прототипа Panther II

Машины на базе танка «Пантера»

  • Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
  • Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияJagdpanther

Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:

  • Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
  • Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
  • Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияFlakpanzer «Coelian», макет

Боевое применение

Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.

Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний.

В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону.

В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.

Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки.

Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии.

К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.

После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

На Западе

На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов.

Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков.

Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.

Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияПодбитая Пантера

«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.

Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.

Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.

Танк в культуре

  • Танк «Пантера» был распространен очень широко, так что его можно встретить почти во всех компьютерных и мобильных играх, посвященных Второй мировой войне, таких, как Блицкриг, «Panzer General» и другие. Есть он и в играх о танковых боях,
  • Танк «Пантера» можно увидеть в следующих компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder.
  • Очень часто в играх ТТХ танка не совпадают с реальными.
  • «Пантеры» можно увидеть в советском фильме 1949 года «Падение Берлина» — в съемках участвовали настоящие танки на ходу.

Также существует довольно много моделей «Пантеры», производимой разными фирмами, в том числе российской «Звездой».

Есть как пластиковые, так и бумажные модели для стендового моделизма.

Раскрашенная модель фирмы «Звезда»

Память о танке

До наших дней дошло 16 «Пантер» в хорошем состоянии. Три стоит в Бельгии, 2 – в Великобритании, все модификации G. В Германии и Канаде можно увидеть Ausf. A, в Нидерландах – Ausf. D и Ausf. G.

В России в Кубинке выставлена Пантера Ausf. G, восстановленная до ходового состояния. Пять машин модификаций А и G находятся в различных музеях США. Четыре танка модификации A выставлены во Франции, одна машина Ausf.

D есть в Швейцарии.

Пантера в Кубинке

Фото и видео

Bergepanther
Panzerbeobachtungswagen Panther
Пантера в цвете

Источник: http://tanki-tut.ru/germany/pantera/

Танк Panther D — историческая часть, окраска, травление

Главная

Статьи

Panther Ausf.D на Курской дуге июль 1943 год — историческая часть, окраска, травление

Написано 30 мая 2019

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история созданияНемецкий танк Пантера – легендарная машина, по мнению ряда экспертов является лучшим немецким танком Второй Мировой Войны и одним из лучших танков в мире. До сих пор нет точного определения средний это танк или тяжелый, немцы классифицируют его, как средний из-за используемого 75 мм орудия, советские и союзные специалисты определяли его, как тяжелый, за счет массы 44.8 тонны.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Разрабатывать Пантеру начали еще в 1941 году, когда с фронта стали приходить сообщения о превосходстве на поле боя советских танков, особенно Т-34.

Немецкие инженеры детально изучили достоинства и недостатки наших 34-ок, и пришли к выводу о необходимости введения новшеств в немецкое танкостроение, например, наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами.

В качестве основного вооружения было принято решение использовать 75 мм танковую пушку KwK 42 производства фирмы Rheinmetall-Borsig.Выбор относительно небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой возимый боезапас внутри танка.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста.

Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, сконструированы они были таким образом, что при преодолении водных преград в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала.

В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к механизмам. Башня Пантеры представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие.

Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка. На рисунке ниже приведена схема бронирования Пантеры.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

На первых 250 танках устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С мая 1943 года его сменил Maybach HL 230 P45. На новом моторе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л.

Читайте также:  Бтр-90: росток, технические характеристики (ттх), сколько весит, вооружение, бронирование, история создания

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Одна из самых узнаваемых черт Пантеры – ходовая часть с «шахматным» расположением опорных катков. Такая конструкция обеспечивала хорошую плавность хода и равномерное распределение давления на грунт, но с другой стороны, была сложна в производстве и ремонте и имела большую массу.

Для замены одного катка из внутреннего ряда приходилось демонтировать треть, а то и половину, внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра, которые крепились к корпусу с помощью торсионной подвески. Передние ведущие колеса были со съемными венцами.

Гусеницы изготавливали из стали, каждая состояла из 86 траков.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Первые 200 новых Пантер были отправлены для усиления ударной группировки генерал-фельдмаршала Манштейна на южный фас Курской дуги.

51 и 52 танковые батальоны, которые входили в состав 39-ого танкового полка, с 1 по 31 мая 1943 года получили по 96 танков и 8 штабных машин.

Перед началом операции «Цитадель» была сформирована 10-я танковая бригада, куда вошли 39-й танковый полк и танковый полк панцергренадерской дивизии «Великая Германия».

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Боевое крещение Пантера прошла на Курской дуге. 5 июля 1943 года немецкие части перешли в наступление. 39-ый полк атаковал село Черкасское и, несмотря на упорное сопротивление 67-ой и 71-ой стрелковых дивизий, а также контратаку, к вечеру занял село. При этом у немецких танков уже были потери- 18 Пантер.

На следующий день 10-ая танковая бригада продолжает наступление в направлении Луханино, но ее остановили части 3-го механизированного корпуса, потери уже составили 37 Пантер.

7 июля наступление продолжилось и, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, части 10-й танковой бригады заняли село Гремучее, весь день отбивая атаки советских танков и пехоты.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

В последующие дни ударная мощь 39-ого танкового полка существенно снизилась из-за того, что большая часть танков либо нуждалась в ремонте, либо была безвозвратно потеряна. Немецкие ремонтники старались чинить как можно больше машин, так в день они могли вернуть на поле боя до 25 танков в день, но скорость потерь превышала скорость починки.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

В конце июля остатки 51-ого и 52-ого батальона были перенаправлены под Брянск, и продолжили воевать уже в составе 52-го армейского корпуса, а потом были включёны в состав 19-й танковой дивизии. В последующих боях батальон понёс большие потери и последние «Пантеры» потерял в боях за Харьков.

Судя по архивным фотографиям и хроникам боевых сражений Пантеры, участвующие в Курской битве имели 2-х или 3-х цветный камуфляж — по жёлтой окраске наносились полосы-разводы зелёного или коричневого цвета, или одновременно обоих. Какой-то единой системы в окраске Пантер не существовало: каждый экипаж «наводил» камуфляж сам.

Все Пантеры 39-го танкового полка имели тактические трёхзначные номера чёрного цвета с белой окантовкой, высотой примерно 40–45 сантиметров. Первая цифра номера соответствовала номеру роты (в 51-м батальоне роты с 1-й по 4-ю, в 52-м — с 5-й по 8-ю), вторая — номеру взвода и третья — номеру машины во взводе.

На корме башни размер номера обычно был примерно в три раза меньше, чем на бортах. Но судя по всему, единой системы в этом вопросе также не было. Например, на некоторых Пантерах 51-го батальона размер тактического номера на заднем листе был такой же, как на бортах.

Штабные машины маркировались- с «I 01» по «I 08» и с «II 01» по «II 08» (для 51-го и 52-го батальонов соответственно), с «R 01» по «R 08» (для штаба 39-ого полка).

«Пантеры», полученные на пополнение 39 танкового полка в конце июля, не имели камуфляжа. Они были окрашены в стандартный немецкий темно-желтый цвет Dunkel Gelb.

Многие, но не все, танки имели стилизованное изображение головы пантеры с разинутой пастью. Голова рисовалась на бортах и корме башни обычно ниже номера при помощи трафарета, иногда дорисовывалась кистью вручную. Цвет и начертание этой эмблемы были разными, возможно своими для каждой роты или вообще на усмотрение экипажа.

  • На приведенной ниже фотографии, хорошо видно нарисованную эмблему в виде головы пантеры.
  • Сейчас существует много красок, которые можно использовать для покраски ваших моделей, разных фирм, мы приведем, примеры того, что было в наличии в нашем магазине на момент написания статьи.
  • В первую очередь, это краски фирмы Tamiya, многие моделисты предпочитают использовать именно их, у красок хорошее качество, большой выбор оттенков, цвета исторически точные, плюс эти краски хорошо разводятся родными растворителями и не только, и вообще у Tamiya большой ассортимент сопутствующей химии, которая может помочь в работе.
  • Мы рассмотрим акриловые матовые краски, для камуфляжа немецких танков Пантера, в качестве основного цвета прекрасно подойдет XF-60 Dark Yellow, а для полос, которые наносились поверх основного цвета – XF-58 Olive Green и XF-68 Nato Brown.

Во-вторых, мы можем вам порекомендовать замечательный набор из серии Aero от российской компании Pacific88 «Немецкая БТТ Второй Мировой» (PC-3550). В ней есть все необходимые цвета не только для камуфляжа, но и для покраски ходовой части. Если по какой-то причине вам не нужны все эти краски, вы всегда можете приобрести каждый оттенок отдельно.

Также хотим вам предложить попробовать краски из новой линейки RAL также от Pacific88. Это морозостойкие краски с повышенной укрывистостью, разработанные по каталогу RAL.

Эта международная система всем хорошо известна и стала стандартом в промышленности, торговле и дизайне.

Для наших целей подходит: основной цвет – PC-RAL7028 песочный желтый, дополнительные цвета — PC-RAL6003 оливково-зеленый и PC-RAL8016 махагон коричневый.

Еще хочется вас познакомить с интересными допами для Пантеры D – наборами фототравления от Микродизайн. Производитель заявляет, что эти наборы изготавливались для модели от компании Звезда, но вполне возможно их можно применить и для моделей других компаний.

  1. На данный момент Микродизайн выпускает 4 набора с фототравлением для Пантеры D.
  2. Это основной набор 035280, содержит 148 детали, на 5-ти платах, здесь шанец, сетки МТО, и прочее.
  3. Второй набор 035281 – это ящик ЗиП, который, напоминаем, у курской Пантеры находился сбоку.
  4. Третий набор 035285 – ящики и брызговики для Пантеры D, содержит 23 детали.
  5. И четвертый набор 035279 – сетки МТО, очень тонкие, аккуратные, будут достоверно смотреться на вашей модели.

Многие зарубежные компании выпускают афтермаркет для Пантер D.

Один из интересных примеров, это наборные рабочие траки от фирмы Tamiya (TM-12665), станут прекрасным решением, если в наборе, который вы приобрели, силиконовые траки или выполненные сегментами, а вам непременно хочется, чтобы они были рабочими. Высокое качество продуктов Tamiya – общепризнанный факт, поэтому можем смело рекомендовать для работы именно их.

Предложенные нами краски и дополнения не являются 100% обязательными, ведь сборка и окраска модели это процесс творческий, и вполне вероятно, что у вас другое видение. К тому же мы привели всего нескольких производителей, а их очень много. Будем рады вашим м — чем вы красите, какие оттенки используете, афтермаркетом каких компаний пользуетесь. Тем более для начинающих моделистов ваши отзывы будут вдвойне ценней!

Многие модельные компании и прошлом, и сейчас выпускают модели Курских Пантер, с исторической точки зрения они очень интересны, т.к. это первая модификация лучшего немецкого танка Второй Мировой Войны. В следующей статье мы расскажем вам о наиболее популярных из них.

Источник: https://workshop.modelsworld.ru/panther-d—ist-chast-okraska-travlenie/

История танка «Пантера»

Рассказать историю Второй мировой войны, не упомянув танки «Пантера» и Т-34, наверно, невозможно. В конце 30-х годов разработку нового тридцатитонного танка вела фирма Неnschel. Однако первые месяцы войны с Советским Союзом внесли свои коррективы в этот проект.

После изучения опыта применения Красной армией танка Т-34, который по совокупности характеристик превосходил массовые танки Вермахта PzKpfw ІІІ и PzKpfw ІV, проектирование тридцатитонной машины было закрыто.

С этого момента и начинается история танка «Пантера», когда командование Германскими войсками поручило фирмам «Даймлер-Бенц» и «МАN» разработку нового тридцатипятитонного танка, за основу которого был взят советский Т-34-76, отлично показавший себя в боях с немецкой бронетехникой.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Создание нового танкового длинноствольного орудия калибром 75 мм поручили фирме Rheinmetall, причем, что интересно, это решение принимал лично Адольф Гитлер. Проектируемый танк должен был носить название «Пантера».

В марте 1942 года фирма «Даймлер-Бенц» представила свой прототип танка VK 3002(DB), который был внешне очень похож на Т-34 и, также как и советский танк, имел дизельный двигатель. Решением фюрера фирме был сделан заказ на сборку партии машин в количестве 200 единиц, но чиновники военной промышленности Германии были несколько другого мнения.

Схожесть «Пантеры» и Т-34 затрудняла идентификацию принадлежности танка на поле боя, что могло привести к потерям от огня своей же артиллерии.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Мнение экспертов склонялось в сторону прототипа фирмы «МАN». Для определения победителя была создана «Панцеркомиссия», в которую кроме экспертов вошли также военачальники Третьего рейха. Изучение представленных прототипов длилось до мая 1942 года.

В результате была выбрана бронемашина, разработанная фирмой «МАN». Первые экземпляры «Пантеры» были представлены на ходовые испытания лишь к осени того же года. При этом на танках не было ни башен, ни вооружения.

Устранение выявленных в ходе испытаний недостатков, не позволило оперативно принять «Пантеру» на вооружение немецких войск.

Не все ладилось и с разработкой вооружения для нового танка. По указанию фюрера на «Пантеру» планировалось установить 75-мм пушку.

Проблемы и недостатки в конструкции корпуса, ходовой и вооружения «Пантеры», которые приходилось устранять, задержали выпуск первых серийных машин до начала 1943 года.

Тогда же танку было присвоено официальное название PzKpfw V «Пантера» (русское обозначение Т-5).

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Первая партия танков была направлена в части, которые непосредственно не участвовали в боевых действиях, и через год эти машины были переименованы в PzKpfw V Ausf D1. Для фронта была выпущена вторая партия танков обозначенных как PzKpfw V Ausf D2.

Эта модификация имела небольшие отличия от базового варианта. На них была немного усилена лобовая броня, на пушку установлен двухкамерный дульный тормоз. На башне также были установлены устройства постановки дымовой завесы.

Были введены и другие новшества, которые, в целом, усиливали могущество танка.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

В мае командование немецкими войсками планировало крупномасштабное наступление под кодовым названием «Цитадель» в районе Курской дуги.

Для этого механизированные корпуса Вермахта планировалось насытить большим количеством новых «Пантер». Однако эти планы не воплотились в жизнь.

Недоработки конструкции и сложность в производстве машины задержали наступление до июля 1943 года. К началу операции «Цитадель», было произведено 422 серийных танка «Пантера».

Нельзя сказать, что первые бои «Пантер» на Курской дуге были удачными. 127 из 195 танков были уничтожены или захвачены Красной армией. Вместе с тем, Т-5 оказался достойным противником Т-34, поскольку обладал усиленным бронированием корпуса и башни, и, что самое главное, мощной длинноствольной пушкой, которая была способна пробивать броню на дистанции 1 км.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Хотя замена старых танков на новые «Пантеры» проходила довольно быстро, это не позволило обеспечить танковые части необходимым количеством новой бронетехники. Из-за сложности производства «Пантер» и постоянных потерь, удалось вооружить ими только по одному батальону в каждой дивизии.

С июля 1943 года Т-5 «Пантера» участвовал во всех танковых сражениях Второй мировой войны. Эта техника была очень сильным противником советским Т-34 и КВ. Последняя крупная битва с участием «Пантер» состоялась в районе озера Балатон (Венгрия). Уничтожение советской армией большого числа PzKpfw V в этом сражении негативно сказалось на количестве танков Т-5 в войсках Вермахта.

Танк Пантера: немецкий pzkpfw v, характеристики и недостатки, как выглядит, внутри, камуфляж, история создания

Всего за время участия «Пантер» в сражениях немецкой армией было потеряно более пяти с половиной тысяч этих машин. С окончанием Великой отечественной войны выпуск PzKpfw V был завершен, но они продолжали находиться на вооружении таких стран как Франция, Венгрия, Чехословакия, которым «Пантеры» достались в качестве трофеев.

Источник: https://xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/oruzhie/istoriya-tanka-pantera.html

Главные недостатки немецкого танка «Пантера»

Представленный в 1943 году Pz.Kpfw V Panther был знаковой машиной. Танк, ставший результатом попытки превзойти советские аналоги, обладал совершенно другими преимуществами и недостатками. Несмотря на сложность и дороговизну в производстве, количество выпущенных «Пантер» почти достигло 6000 единиц, сделав Pz.Kpfw V вторым после Pz.Kpfw IV по массовости.

Читайте также:  Метательное оружие: история возникновения, древнее, охотничье, криминалистические исследования, экспертиза

Создание Pz.Kpfw V было символическим шагом — немецкому командованию очень хотелось превзойти Т-34. Прототип будущей «Пантеры» от Daimler-Benz полностью перенимал компоновку советского танка (и его преимущества). Но по ряду причин предпочтение отдали прототипу MAN, который и стал героем сегодняшнего материала

Этот танк применялся в большинстве значимых сражений Второй мировой войны, где заслужил свою грозную славу и проявил уязвимости. Тем не менее, споры о месте «Пантеры» в перечне «лучших танков», не утихают по сей день. Сегодня мы рассмотрим результаты применения Pz.Kpfw V Panther, что бы понять – какие из приписываемых ей преимуществ и недостатков справедливы?

Стоимость

Создание новых «Пантер». Сложный и дорогой танк излишне нагружал промышленность: планировалось делать 600 танков ежемесячно, но лишь единожды удалось достичь масштабов в 400 танков

Начнем, пожалуй, с меркантильных моментов. Согласно распространенному мифу, «Пантера» была чрезвычайно дорогостоящей, из-за чего ее производство не было оправданным. Давайте разберемся.

Итак, стоимость одной «Пантеры» составляла 117 тысяч рейхсмарок – это цена «голого» танка без радиооборудования и боекомплекта. Много? Смотря с чем сравнивать! К примеру, самый массовый немецкий танк Pz.Kpfw IV был немногим дешевле – 103,4 тысячи рейхсмарок.

А излюбленный пропагандистами Pz.Kpfw VI Tiger – стоил уже 250 тысяч!

Несмотря на массу и сложность изготовления, стоимость «Пантеры» незначительно превышала затраты на производство одного Pz.Kpfw IV, и была вдвое дешевле Pz.Kpfw VI Tiger

Иначе говоря, по соотношению цены и боевой эффективности «Пантера» была вполне сбалансированным танком – относительно других немецких машин того периода.

Тем не менее по сравнению с советскими и американскими аналогами, ее стоимость была астрономической, так как немецкие производители использовали дорогие и трудоемкие методы производства.

Для сравнения, самый совершенный «Шерман» в 1945 году стоил 64 тысячи долларов.

Ох, уж эти немецкие инженеры!

Корма уничтоженной «Пантеры». Главным плюсом компоновки танка был изолированный мотор и топливные баки, хотя и без них было чему воспламеняться

Еще одним спорным пунктом является компоновка «Пантеры» — типичная для немецких танков того времени. Трансмиссия располагалась в передней части, за ней – отделение управления, в середине корпуса – башня с боевым отделением. Мотор и топливные баки – в корме.

Что в итоге? При обстреле лобовой части корпуса в первую очередь выходила из строя трансмиссия, обездвиживая танк – даже без пробития брони. Но она же могла быть дополнительной защитой для водителя и стрелка-радиста.

А бензиновый мотор и баки, отделенные в корме от экипажа, повышали шанс на выживание в случае пожара и давали время на эвакуацию.

Отделение управления «Пантеры»: механика-водителя и стрелка радиста разделяла трансмиссия. Ее наличие в обитаемом объеме не добавляло комфорта, а пожароопасности — добавляло

Но ложек дегтя в такой схеме, пожалуй, больше. Карданный вал, шедший от КПП – к мотору, приводил к увеличению высоты машины. Как замаскировать трехметровый танк? Да и сама трансмиссия могла воспламениться – прямо у ног «жителей» отделения управления. С одной стороны, в «Пантере» было просторней, чем в Т-34 – но стоило ли оно того?

Толщина орудийной маски составляла 110 мм, но ее форма провоцировала рикошет снарядов в 17-мм крышу корпусаЛишь весной 1944 года этот дефект устранили в модификации Ausf. G

Сюда же добавим несколько критичных дефектов, которые проявились лишь с первыми потерями. Неудачная конструкция орудийной маски приводила к рикошету в крышу корпуса, а 40-мм бортовая броня без наклона делала 45-тонный танк простой мишенью даже для малокалиберных орудий. Отдельно стоит остановиться на гидравлическом приводе поворота башни.

Во-первых, этот узел был легко воспламеняемым. А во-вторых, его эффективность была прямо зависима от многих факторов: прежде всего, требовалась координация наводчика и мехвода, так как привод зависел от оборотов мотора. Кроме того, точное доведение происходило вручную.

И все бы ничего, да если корпус был наклонен в сторону более чем на 5 градусов, тяжелую башню не мог сдвинуть с места ни гидропривод, ни наводчик.

Между катками и верхней частью борта находилась «Ахиллесова пята» танка: 40-мм перпендикулярно расположенной брони, доступной даже самым слабым противотанковым средствам

Мало, зато эффективно!

По распространенному мнению, выпуск «Пантеры» был импульсивной и лишней мерой. Дескать, можно было бы нарастить выпуск Pz.

Kpfw IV и САУ на их базе – боевая эффективность приемлемая, а цена производства и эксплуатации – несравнимо ниже.

Сравнивать выпуск «Пантеры» с «четверкой» мы не будем, так как выпуск последней, определенно, был сокращен в пользу новинки. Посмотрим на промышленность союзников.

Корпус «Пантеры» на заводе MAN в Нюрнберге

Так, за три года выпуска Pz.Kpfw V, было создано 5995 экземпляров. А в СССР в 1944-1945 было создано более 25 тысяч относительно сравнимых Т-34-85. Добавьте сюда 3390 тяжелых ИС-2, созданных до Дня Победы.

Иначе говоря, выпуск «Пантеры» надрывал промышленность Германии, которая, в свою очередь, не смогла довести машину до приемлемого технологичного уровня.

Иначе говоря, немцам не удалось реализовать принцип «качество, а не количество».

Производство танка зависело от 136 поставщиков комплектующих.

Легендарное немецкое качество

Уничтоженная «Пантера» на платформе во дворе завода MAN. Судя по описанию снимка, поломанный танк прибыл на ремонт, но уже в тылу был уничтожен

А теперь один из самых субъективных моментов – надежность машины. Дескать, в первом же бою количество небоевых потерь «Пантер» превышало число подбитых танков. Весной 1943 года 192 танка были переданы в 39-й полк, который перешел в наступление под Курском уже 5 июля.

Через шесть дней полк недосчитался 162 машин: 31 потеряли безвозвратно, 131 танк требовал ремонта. Неизвестно, сколько поломок было вызвано низкой надежностью, а сколько – боевыми повреждениями. Просто вспомним, что по пути к району формирования 39-го полка 18 машин вышли из строя.

16 подлежали ремонту, а две сгорели из-за протекающего топливного насоса. А ресурс моторов Maybach HL230 P30 не превышал 700 часов.

Поступление новых танков в части. К моменту «дебюта» танка у Курска, 18 танков вышли из строя по пути в подразделение

Стоит отметить, что и легендарный Т-34 тоже долгое время страдал от недоработок: воздухоочиститель мотора был малоэффективным, а ресурс первых моторов ничтожно мал. Но все это было следствием низкого качества производства, а не конструктивных недоработок.

Говоря же о «Пантере», то до конца войны ресурс машин значительно возрос, а процент брака упал – что не отменяло технических огрехов машины. Так, уже в марте 1945 года (когда «Пантеры», вроде, избавились от дефектов) сообщалось, что на Восточном фронте боеспособными осталась лишь половина Pz.Kpfw V (361 из 740).

По мнению западных историков, пик «надежности» этих танков пришелся на 1944 года, когда 78% машин не требовали ремонта, и могли полноценно выполнять боевые задачи. За полгода до этого лишь 37% парка «Пантер» могли похвастаться боеготовностью.

Но и здесь все плохо: надежность худо-бедно отработали, да качество брони начало хромать: теоретически толстая броня попросту раскалывалась из-за недостатка молибдена и некачественной закалки.

Результат американского обстрела башни Pz.Kpfw V Ausf. G. Несмотря на то, что снаряд не смог пробить броню, после нескольких выстрелов «уставшая» плита попросту треснула

Эксплуатация. Или «бросить нельзя ремонтировать»

Классический пример: замена одного внутреннего катка «шахматной» подвески могла занять до десяти часовРасположение катков «Пантеры» дает наглядное представление о минусах подвески «Книпкампа»

И, наконец, последнее – как проявила себя «Пантера» в боевой повседневности. Ведь стоимость и ресурсы, затраченные на создание танка – это одно, а силы, требуемые для его обслуживания – совсем другое. И здесь у «Пантеры» проблемы начинались буквально до боя.

Так, бензиновый мотор объемом в 23 литра отличался высоким аппетитом: причем, распространялся он не только на топливо, но и на масло. А низкий ресурс и перегруженность исключали длинные марши. Командующий 7-й армией генерал П.

Хауссер отмечал, что в Нормандии до 30 процентов машин ломались на марше.

Ремонт танка с использованием передвижного крана (instandsetzung). Частые поломки делали подразделения зависимыми от своевременных поставок запчастей, эвакуации танков, и профессионализма ремонтников

Не забудем и об избитой теме «шахматной» ходовой части: ее преимуществами была высокая плавность хода и равномерное распределение массы. Но это теория.

А на практике – опорные катки разрушались, а для замены внутреннего требовался демонтаж половины наружных – танк выходил из строя на день (если поломка не случилась на поле боя).

Да и грязь, набивавшаяся в ходовую часть на морозе, доставляла проблем экипажам.

Замена трансмиссии танка в полевых условиях с использованием 3,5-тонного крана.

Добавьте сюда неудачные люки механика-водителя и радиста – на первых версиях их задевала башни при повороте, а ненадежная конструкция приводила к заклиниванию, посему танкисты предпочитали их не закрывать вовсе. Боевое отделение плохо вентилировалось, что при интенсивной стрельбе не добавляло комфорта экипажу. Как и пары бензина, выходящие через пористый материал топливопроводов.

Люки обитателей отделения управления изначально предпочитали не запирать, так как они часто заклинивали

Итоги

Я специально не вносил в перечень предположения боевой эффективности или бесполезности «Пантеры».

Машины, преодолевавшие конструкторские огрехи, и не терявшие боеспособности из-за поломок, были опаснейшим противником практически для любой машины союзников.

Мощное лобовое бронирование вкупе с отличным орудием давали преимущество опытным экипажам – из-за чего почему-то «Пантеру» нарекают «лучшим» танком ВМВ.

После войны большинство «Пантер» (за исключением некоторого количества машин во Франции) отправились на слом, а Pz.Kpfw IV полноценно применялись до 1960-х

Я посмею с этим категорически не согласиться. Можно сетовать, что отличную конструкцию загубила экономика и саботаж при производстве. Да еще и союзники, бяки, заводы бомбят.

Но даже если исключить недостатки сборки, и каждый ненадежный агрегат заменить отработанным, итог будет тем же: очень дорогая машина обладала минусами, заложенными в саму конструкцию. И решение их означало бы создание нового танка.

Несмотря на разность категорий, немецкий танк любят сравнивать с Т-34, который изначально был не менее капризным. Но даже «тридцатьчетверки» первых лет выпуска были ремонтопригодными, относительно простыми и недорогими машинами.

А советской промышленности удалось до конца войны сделать то, что не смогли немцы: довести конструкцию до задуманных параметров. Ибо сама идея «Пантеры» оказалась мертворожденной.

Опытный Т-44-122 и трофейная «Пантера» на полигоне. При сравнимых характеристиках защищенности немецкий танк обладал избыточными габаритами и массой — что было следствием компоновки.

Спасибо за внимание! В данном тексте я не претендую на истину последней инстанции, так что для дополнений и споров — прошу в комментарии. По традиции, ниже другие материалы о герое сегодняшнего текста:

  • Почему немецкие танки были бензиновыми?
  • Почему броня немецких танков проламывалась?
  • Внутри немецкого танка «Пантера»

Источник: https://enciklopediya-tehniki.ru/glavnye-nedostatki-nemeckogo-tanka-pantera.html

Танк Пантера — характеристики

Немецкий средний танк PzKpfw V «Пантера» за время своего использования сумел из сложного и ненадежного превратиться в один из лучших Второй мировой войны. Он объединил в себе отличную подвижность, огневую мощь и броню, держа в страхе вражеских танкистов до самого конца войны.

Её пушка 7,5 cm KwK 42 вызывала страх и уважение у врагов, которых с легкостью поражала с недосягаемых расстояний. Некоторые источники и вовсе считают «Пантеру» лучшим танком войны, который превосходит советский Т-34, в ответ на который она и создавалась.

Советская неожиданность

До 1941 года немецкая бронетехника не имела конкурентов, лишь внезапное появление Т-34 революционной конструкции в июле этого года заставило задуматься о новых танках. Это не было случайностью, поскольку Т-34 обладал отличной подвижностью благодаря широким гусеницам, хорошей и часто рикошетящей броней благодаря большим углам наклона и мощным 76.2 миллиметровым орудием. Совместно с тяжёлыми КВ они буквально перевернули танковые сражения в пользу СССР, демонстрируя полное превосходство над ПЗ-3 и ПЗ-4.

После захвата нескольких трофейных Т-34 в ноябре 1941 года, немецким инженерам была поставлена задача создать ещё более сильную машину.

Читайте также:  Танк меркава: израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Разработка

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие Хеншель и Порше. Требовалось создать 30-35 тонный танк с наклонной броней толщиной 40-60 мм везде, где возможно, пушкой 7,5 cm KwK 42 и скоростью около 55 км/час.

Комиссии представили 2 машины, VK3001 (H) и VK3001 (P), но ни одна из них не оказалась принятой. Прототип Хеншеля позже превратился в VK4501, ставшего в итоге известным как PzKpfw VI Tiger.

Позже в конкурсе приняли участие МАН и Даймлер-Бенц. За вооружение отвечал Rheinmetall. Опытный образец VK3002 (DB) оказался очень похож на Т-34, дизельным двигателем, его задним расположением, наклонной со всех сторон броней и силуэтом.

Поначалу он очень понравился Гитлеру и был сделан заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки вроде дизельного двигателя, требующего дефицитного топлива, большого вылета ствола и худшей подвижности чем у прототипа МАН.

Также был риск дружественного огня в бою из-за схожести с советским Т-34.

Поэтому именно прототип МАН пошел в производство, став в итоге знаменитым средним танком «Пантера». Он был не копией Т-34, а переосмыслением его конструкции.

Лоб получил прочную бронеплиту под наклоном, ходовая с шахматным расположением больших колес имела широкие гусеницы и обеспечивала плавный ход, а 75 миллиметровое орудие было способно уничтожать любую вражескую технику с дистанции более 2 км, известен случай поражения Т-34 с расстояния 3 км.

При всем этом, компоновка осталась верна немецкой школе танкостроения, имея переднее расположение трансмиссии, подвеску Книспеля и бензиновый двигатель.

Создание

Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и «SdKfz 171» в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.

Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук.

Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием «Цитадель», известной сейчас как Курская битва.

Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.

Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.

На конвейере

Изначального немцы планировали выпускать 600 машин в месяц, но такого количества ни разу не удалось достичь. Самым результативным оказался июль 1944 года, в котором было сдано заказчику лишь 400. За все время производство было создано 5976 единиц, из них в 1943 году — 1768, в 1944 году — 3749, в 1945 году — 459. Таким образом, «Пантера» стала вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

К маю 1943 года получилось сделать лишь 200 вместо запланированных 250 единиц, а вот советские войска постоянно получали в свое распоряжение все больше простых и дешевых в производстве Т-34, которые легко доставлялись к линии фронта благодаря небольшим размерам и весу. Тигры и «Пантеры» обладали небольшой дальностью хода, а доставка по железной дороге затруднялась весом и необходимостью снимать с Тигра внешний ряд катков.

Боевой дебют

Первая версия Ausf. D отнюдь не привела в восторг немцев, понеся большие потери в Курской битве из-за многочисленных отказов коробки передач и ходовой. А многочисленные Т-34 спокойно заходили с выгодных сторон и расстреливали «Пантер» в тонкую бортовую броню. Однако лобовая броня и пушка доказали свое преимущество. Советские 57 миллиметровые орудия были не в состоянии пробить её, а 76 миллиметровые орудия имели шансы сделать это лишь при очень точном попадании в слабые места и с небольших дистанций.

Зато немецкая 7,5 cm KwK 42 показало себя превосходно, особенно в комплекте с качественной оптикой. Такой тандем легко поражал советские танки с больших дистанций, не обращая внимания на их наклонную броню и хорошую подвижность.

Можно сказать, что боевой дебют получился неоднозначным.

С одной стороны, было большие потери из-за ненадежности танка и численного превосходства противника, с другой стороны, она показала, что способна с легкостью расправляться с Т-34 и КВ при правильном применении.

Из 200 «Пантер» после Курской битвы лишь 43 остались в боеспособном состоянии. Всего было произведено 842 единицы Ausf. D — первой модификации, которая приняла участие в этом сражении.

Экипаж

Экипаж состоял из водителя и радиста сидящих в корпусе, заряжающего, наводчика и командира в башне. Радист находился в справа спереди, имел доступ к пулемету и отвечал за связь. Этого очень не хватало советским танкам. Наводчик сидел впереди башни и имел электроспуск главного орудия с резервным ручным. Так же с помощью педали он мог управлять спаренным с пушкой пулеметом. Заряжающий сидел в правой части башни, боеприпасы располагались на специальных горизонтальных стойках по бокам корпуса и в вертикальных в башне. Командир сидел чуть сзади, на специальной платформе, поднимающейся на марше.

У водителя с радистом были свои плоские люки, наводчик с командиром пользовались одним люком, а заряжающий имел свой в задней стенке башни.

Корпус и башня

»Пантера» имела верхнюю лобовую деталь толщиной 80 мм под углом 57° , нижнюю лобовую деталь толщиной 60 мм под углом 53°. Сверху бортовые листы корпуса имели толщину 40 мм под углом 42°, на поздних модификациях толщину увеличили до 50 мм, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм находился под углом 30°. На днище корпуса находились технологические люки для обслуживания элементов ходовой и трансмиссии.

Башня приводилась в движение гидроприводом и аварийным ручным приводом. Толщина маски орудия составляла 100 мм, толщина боков и задней части башни 45 мм под углом 25°. Крыша имела всего 17 мм, но уже на Ausf. G её довели до 30 мм.

Двигатель и ходовая

Дизельный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 210 мощностью 650 л.с. был установлен на первые 250 машин, но позже появился Maybach HL 230 P30 V12, который устанавливался на все модификации и развивал 700 л.с. при 3000 об/мин. Тяговооруженность была около 15.6 л.с./т., позволяла разгонять машину до 46 км/ч по шоссе и 24 км/ч по бездорожью. Запас хода всегда оставался слабой стороной и достигал всего 170 км по ровной поверхности и 89 км по бездорожью.

Коробка передач АК 7-200 имела 7 передач переднего хода и 1 заднего, механизм поворота состоял из 2 планетарных редукторов и был жестко соединен с ней. Это облегчала сборку и настройку, но сильно затрудняло обслуживание в полевых условиях.

Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке и крепящихся к корпусу с помощью торсионной подвески. Ведущие колеса были расположены спереди.

Вооружение

Главное орудие, наводившее страх на противников, 7,5 cm KwK 42 заряжалось вручную и имело электроспуск, требуя полной остановки танка для стрельбы. Ствол пушки имел длину 70 калибров — 5250 мм, вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Вес был 1000 кг,а вместе с маской достигал 2650 кг. В башне располагался короб гильзоулавливателя, а ниже, под сидением наводчика, находился воздушный компрессор, продувающий ствол пушки после каждого выстрела.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34, а курсовой находился в лобовом листе корпуса, сначала в бугельной, а позже в шаровой установке.

Так же к бортам башни крепились 90 мм мортиры Nbk 39 для стрельбы дымовыми или осколочно-фугасными гранатами.

Боекомплект основного орудия включал в себя бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42. и состоял из всего 79 выстрелов у Ausf D и Ausf А и 82 выстрелов у Ausf G. Боекомплект пулеметов составлял 5100 патронов для Ausf D и Ausf А и 4800 патронов для Ausf G.

Модификации

Ausf. A

С осени 1943 года начался выпуск модификации Ausf. A., которая получила новую башню, такую же как на поздних модификациях Ausf. D2. В ней были убраны лючки для связи с пехоты и амбразуры для стрельбы из пистолетов.

Командирская башенка была аналогична башенке Тигра. Был установлен прицел TZF-12А, а бугельная установка курсового пулемета в корпусе заменена на шаровую. Несколько Ausf.

A в опытном порядке получили инфракрасные приборы ночного видения.

Ausf. G

В марте 1944 года стала производиться самая массовая модификация. Она имела более простой и технологичный корпус, без люка механика-водителя и с бортами толщиной 50 мм, правда с уменьшенным до 30° углом наклона. Позже была изменена маска орудия для того, чтобы рикошетящие снаряды не попадали в крышку корпуса, пробивая её. Боекомплект основного орудия увеличили до 82 снарядов.

Ausf. F

С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации Ausf. F, на которой толщину верхней лобовой детали довели до 120 мм, а бортов до 60 мм и установили новую башню Schmalturm 605.

Разработанная фирмой Даймлер-Бенц башня имела чуть меньшие размеры по сравнению с прежней и увеличенное до 120 мм под углом 20° спереди, 60 мм под углом 25°, 150 мм в маске пушки бронирование.

К концу войны не было произведено ни одного экземпляра этой модификации.

Другие машины

На базе «Пантеры» было создано несколько машин. Например, один из лучших истребителей танков Второй мировой войны, «Ягдпантера». Она имела орудие 8,8 cm Pak 43/3 L70 и с легкостью уничтожала любых противников.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179) это бронированная ремонтно-эвакуационная машина, имеющая лебедку, стрелу и платформу на корпусе вместо башни. Как и «Пантера», БРЭ заслужила высокие оценки.

Так же еще были проекты наблюдательных машин, самоходных артиллерийских установок и зенитных установок, но все они остались лишь на бумаге, либо были произведены в единичных экземплярах.

Под конец войны разрабатывалась Е-серия танков, которые должны были быть максимально унифицированы друг с другом. Е-50 должен был стать наследником «Пантеры».

Эпилог

Однако, не стоит считать «Пантеру» идеальной машиной, у неё были свои минусы.

Механические проблемы и некоторые недоработки в конструкции не были исправлены за все время производства.

Отличная броня защищала лишь спереди, а по бокам её очень не хватало. Огонь из главного орудия требовал остановки. Дальность действия была сильно ограничена, как и общий ресурс, а подвеска с шахматным расположением колес доставляла множество неудобств при низкой температуре.

Несмотря на это, «Пантера» была лучшим танком Германии, чей вклад был заметен на протяжении всей войны. Даже потом он стоял на вооружении Чехословакии, Венгрии и Франции.

«Пантера» была очень грозным танком, в меру быстрым, в меру защищенным, отлично вооруженным, ей даже была присуща грация, как настоящей хищной кошке.

Но, как и в случае с Тигром, поспешное производство, проблемы с ресурсами и не всегда правильное применение не позволили показать себя в полную силу.

Хорошая подвижность не спасала от расхода топлива и постоянных поломок, прочная лобовая броня не спасала от выстрелов с других сторон, а мощное и точное орудие не могло справиться с несколькими врагами одновременно.

Легко выигрываемые дуэли против советских и американских танков почти не влияли на общую картину, в которой сражались армии, а не отдельные люди или машины. Да и не все принятые конструкторские решения оказались правильными. «Пантера» оказалась слишком высокой, тяжелой, сложной и не надежной для массовой машины, какой должна была стать.

«Пантера» весьма противоречива из-за своих достоинств и преимуществ. Немецкие инженеры планировали установить новое, более мощное орудие, усилить броню, выпустить «Пантеру-2» и Е-50 позже, но всего этого не случилось.

Поэтому остается сказать, что танк получился сильным и опасным противником, одним из самых удачных у немцев, но традиционные минусы немецкого танскостроения никуда не исчезли, сделав «Пантеру» лишь хорошей машиной, но не более.

Источник: https://tanksdb.ru/panther/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector