Танк шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в ссср, история

Первые 26 «Шерманов» прибыли в СССР в ноябре 1942 года. Первой новые танки получила 5-я гвардейская танковая бригада и 563-й отдельный танковый батальон Северо-Кавказского фронта.

5 января 1943 года 563-й отдельный батальон насчитывал девять «Шерманов» и 21 МЗ «Стюарт», а 5-я гвардейская танковая бригада 17 января 1943 года имела только два «Шермана», четыре МЗ «Ли», 16 МЗ «Стюарт» и 18 «Валснтайнов».

В соответствии с приказом № 08/ ОР командующего фронтом 563-й отдельный батальон вошел в состав 5-й гвардейской танковой бригады. При этом все «Шерманы» из обеих частей были собраны в составе 5-й ГвТБ, а 563-го батальон получил девять танков МЗ «Стюарт» из состава 5-й гвардейской бригады.

Эти перестановки имели целью полностью перевести батальон на легкие танки, поскольку его планировалось испольювать в морском десанте в Южной Озерейке.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  • Танк М4А2 «Шерман» старшего лейтенанта Сумарокова, 3-й Украинский фронт, зима 1944 года.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

БТ-5 и М3А1 «Стюарт», 192-я танковая бригада. Калининский фронт, декабрь 1942 года.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  1. Танки М4А2 «Шерман», 71-й отдельный танковый полк, 5-й гвардейский кавалерийский корпус, 2-й Украинский фронт, Румыния, сентябрь 1944 года.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  • М4А2 «Шерман», 6-я танковая армия 2-го Украинского фронта, Ботошаны, Румыния, август 1944 года.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  1. Танки М4А2 «Шерман», 6-я танковая армия, Румыния, август 1944 год.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  • Подбитые и брошенные тачки М4А2 «Шерман» из неустановленной части, район Ковеля, апрель 1944 года.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

Немецкий танк М4А2 «Шерман» из 14-й танковой дивизии. Прежде танк принадлежал части 2-го Прибалтийского фронта, октябрь 1944 года.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  1. Колонна танков М4А2 «Шерман», 5-я гвардейская танковая армия, май 1944 г.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

М4А2 «Шерман», 2-я танковая армия, район Люблина, июль 1944 года. Колонна польской пехоты из 1-й пехотной дивизии.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

M4A2(76W) «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус. Танк поддерживает действия пехоты, Вена, апрель 1945 года.

Лейтенант И. Г. Дронов и сержант Н. Идрисов на фоне «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, 16 апреля 1945 года.

  • Танки М4А2(76) «Шерман», 9-й гвардейский механизированный корпус 6-й гвардейской танковой армии, Вена, апрель 1945 года.
  1. M4A2(76)W «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, апрель 1945 года.
  • M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.
  1. Танки М4А2(76) «Шерман», 2-й Украинский фронт, Берлин, май 1945 года.

Верхний снимок — Средние танки М4А2 «Шерман», неизвестная кавалерийская часть, Польша, осень 1944 года. Танк оснащён гусеницами Т49.

Нижний снимок — M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.

  • М4А2(76) «Шерман», 64-й гвардейский танковый полк 2-го Белорусского фронта, район Гданьска, январь 1945 года.

М4А2 «Шерман», неизвестная часть. Переправа в районе Нарвы, февраль-март 1944 года.

  1. Верхний снимок — «Шерман», 2-я танковая армия, предместья Люблина, 26 июля 1944 года.
  2. Нижний снимок — M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус, 6-я танковая армия, Забайкальский фронт, Манчжурия, август 1945 года.
  3. Советские танкисты хорошо приняли танки М4А2 «Шерман». 23 октября 1943 года 5-я гвардейская танковая бригада докладывала:

«Благодаря большой скорости, танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. Вооружение вполне соответствует его конструкции, так как имеет осколочные и бронебойные снаряды (болванки), пробивная способность которых очень высокая.

75-мм пушка и два пулемета „Браунинг“ в работе безотказны. К недостаткам танка относится большая высота, что является мишенью на поле боя. Броня, несмотря на большую толщину (60 мм), недоброкачественна, так как были случаи, когда на дистанции 80 метров она пробивалась из ПТР.

Кроме того, был ряд случаев, когда Ю-87 при бомбёжке обстреливали танки из 20-мм пушек и пробивали боковую броню башни и бортовую броню, в результате чего были потери среди экипажей.

По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».

Плавность хода «Шерманов» оценили пехотинцы-десантники. Старые солдаты вспоминали, что во второй половине 1944 года танки М4А2 использовались для охоты на немецких фаустников. На танк взбиралось шесть-восемь автоматчиков, которые привязывали себя ремнями к скобам на броне. Танк ехал, а солдаты обстреливали все подозрительные объекты на расстоянии 100–150 м от танка.

Такой тактический приём получил прозвище «метла». Для его выполнения подходили только «Шерманы». На Т-34 из-за слишком жёсткой подвески десант трясло и ни о какой прицельной стрельбе не могло идти и речи. Следует также отметить больший комфорт для экипажа «Шермана» по сравнению с «тридцатьчетвёркой».

В июле 1943 года в 48-ю армию Центрального фронта прибыл 299-й отдельный танковый полк, располагающий 38 танками М4А2. Но массовое оснащение танковых частей Красной Армии танками «Шерман» началось только весной 1944 года.

Можно выделить два типа частей, оснащенных танками М4А2 «Шерман»: отдельные смешанные танковые полки и танковые или механизированные корпуса. Полки обычно имели в составе 11 танков М4А2 и десять «Валентайнов IX». Они действовали в составе общевойсковых армий на различных фронтах.

Танковые и механизированные корпуса входили в состав танковых армий. Например, 3-й Сталинградский гвардейский механизированный корпус действовал в составе 3-го белорусского фронта 22 июня 1944 года, располагал 196 танками: 110 М4А2, 70 «Валентайнов IX», 16 Т-34. 2-й и 4-й гвардейские механизированные корпуса были полностью оснащены советскими танками.

3-й гвардейский танковый корпус (1-й Прибалтийский фронт) также оснащался союзническими танками. 15 августа 1944 года в корпусе имелось 99 «Шерманов» и 23 «Валентайна IX». В мае 1944 года союзническими танками оснастили 1-й механизированный корпус им. Красной Гвардии 1-го Белорусского фронта.

В бригадах и полках корпуса находилось 136 танков М4А2, 44 «Валентайна IX», пять «Валентайнов X», 21 самоходка СУ-76, 21 самоходка СУ-85, 43 бронеавтомобиля БА-64 и 47 «Скаут каров». С 29 июля 1944 года корпус участвовал в боях под Слуцком и Барановичами, а позднее участвовал в освобождении Бреста.

5-я гвардейская танковая армия — главная ударная сила 3-го Белорусского фронта во время операции «Багратион» — была наиболее крупным ударным соединением, оснащённым заметным числом западной техники. Всего в армии имелось 350 танков Т-34.

64 «Шермана», 38 танков «Валентайн IX», 29 танков ИС-2, 23 самоходки ИСУ-152,42 СУ-85:, 22 СУ-76, 21 М10 и 37 СУ-57.

С освобождения Белоруссии начинается качественное развитие советских танковых войск. По степени подготовки, опытности и умению проводить боевые операции советские танковые части сравнялись с частями и соединениями всех уровня вермахта и войск СС.

2 июля 1944 года пять танков «Шерман», ведомых гвардии старшим лейтенантом Г. Г. Кияшко (из 9-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса) атаковали противника и в первом эшелоне форсировали Березину.

Тут танкисты получили приказ сходу ворваться в местечко Красное, а в случае отсутствия сопротивления противника, занять местечко. Гарнизон противника не ожидал атаки, поэтому танки ворвались на улицы городка, забитые немецкими грузовиками.

Стреляя из пушек и пулеметов, метая ручные гранаты, давя гусеницами танков, танкисты уничтожали гитлеровскую технику. Несколько танков прорвались к соседней железнодорожной станции.

Командир другого взвода, лейтенант Смирнов, получил от Кияшко сообщение по радио и сумел перехватить два паровоза и несколько вагонов, из которых выгружалось военное имущество. Вскоре гитлеровцы были окончательно выбиты из городка.

В ходе боя гвардейцы уничтожили четыре полевые пушки, почти 30 автомобилей, убили 80 немецких солдат, потеряв при этом только один «Шерман» старшины А. Е. Башмакова. Танкисты перерезали шоссе и железную дорогу, ведущую на Минск. Кияшко приказал, что три исправные «Шермана» организовали засаду, а машина Е. Н.

 Смирнова, которая в результате тарана получила повреждение механизма оборота башни, забрала раненых и отступила в расположение основных сил бригады.

Вскоре оставшиеся советские танки были атакованы немецкой группировкой, отходящей из Минска на Молодечно через Красное. Против экипажей трех советских танков было брошено 20 танков и САУ (в том числе несколько «Пантер») и до батальона пехоты.

За несколько часов боя три «Шермана» подбили шесть немецких танков PzKpfw IV, одну «Пантеру» и самоходно-артиллерийскую установку StuG III, уничтожили до роты пехоты. Но силы были не равны.

Все советские танки были подбиты, остатки экипажей сумели пробиться к своим.

Между тем, с подходом основных сил бригады бои за г. Красное разгорелись с новой силой. 3 июля, потеряв семь «Шерманов», танкисты город не взяли. Немецкая оборона была прочной. На следующий день, обойдя город с флангов, наши части заставили противника начать отход, а 5 июля в Красное ворвалась советская кавалерия генерала Осликовского и полностью очистила город от немцев.

Шасси танка M4A2(76)W HVSS «Шерман» с 23-дюймовыми гусеницами. Шасси использовалось для пуска генераторов вплоть до конца 60-х гг. Отдельные машины применялись на практике еще в 1996 году! Летом 1945 годи СССР успел получить партию таких танков, которые использовал в войне с Японией.

Танки M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус 6-й танковой армии. Забайкальский фронт, построение перед началом войны с Японией, 8 августа 1945 года.

Танки «Шерман» использовались в Красной Армии до конца войны. Например, 8-й гвардейский Александрийский механизированный корпус 2-го Белорусского фронта на 14 января 1945 года имел 185 М4А2, пять Т-34, 21 ИС, 21 СУ-85, 21 СУ-76, 53 «Скаута», 52 БА-64 и 19 ЗСУ M17.

9-й гвардейский мехкорпус 2-го Украинского фронта на 10 августа 1944 года насчитывал 100 М4А2, 40 «Валентайн IX» и три СУ-76, а 5-й гвардейский кавалерийский корпус на 5 августа 1944 года имел 26 Т-34, 41 М4А2 и 19 СУ-76.

Танки «Шерман» брали Вену (в составе 1-го гвардейского мехкорпуса) и участвовали в Берлинской операции (в составе войск 2-й танковой и 33-й армий).

Свой боевой путь в Красной Армии они закончили на Тихом океане: во время войны с Японией в составе войск Забайкальского фронта находилось более 250 этих машин, в 9-м гвардейском мехкорпусе 6-й гвардейской танковой армии было 137 «Шерманов», в 201-й танковой бригаде — 65, а в 48-м отдельном танковом батальоне два Т-34, два «Шермана» и две СУ-100.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/141293

М4 Шерман — южноамериканский танк 2-ой мировой войны

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

Бронетанковых войск до одна тыща девятьсот 40 г. в США не было. В американской армии насчитывалось всего триста легких и 20 средних танков одной и той же марки М2. Перед 2-ой мировой войной южноамериканские генералы начали срочно создавать танковые войска. В 1941-1942 гг. выпустили средний танк М3 весом 20 восемь т, с экипажем из 6 человек и скоростью 40 семь км/ч. С самого начала было ясно, что это переходная конструкция. В марте одна тыща девятьсот 40 г. америкосы приступили к разработке нового среднего танка. Наименее чем за год был сотворен М4 «Шерман».

Танк М4 «Генерал Шерман» — видео

Его окрестили так в честь генерала северян времен Штатской войны США. Выпускалось несколько модификаций «Шермана» весом от 20 восемь до 30 5 т. Они отличались вооружением: 73-, 76- и 105-мм пушки. Танк был хорошо бронирован — до 70 6 мм в лобовых деталях корпуса и 100 мм — в лобовой части башни.

Читайте также:  Дымовая шашка (граната) : военная, армейская, плавучая, как выглядит, как пользоваться

Всего танков «Шерман» до конца войны было выстроено 40 восемь тыс., в том числе и одна тыща триста 30 два танка RAM. сделанных по тому же проекту в Канаде. По британской традиции они оснащались 40- либо 57-мм пушками. Танки М4 поставлялись странам-союзникам по антигитлеровской коалиции: около четыре тыс. было поставлено в СССР.

Танк «Шерман» оказался самым массовым и наилучшим танком американской армии.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

Эти танки получили боевое крещение в сентябре одна тыща девятьсот 40 два г. в Северной Африке. Потом они вели войны в Европе, на Далеком Востоке. «Шерман» оказался обычным в изготовлении, надежным в эксплуатации.

Он имел крепкую конструкцию, но оказался слабо вооруженным и бронированным. Южноамериканская армия в процессе войны так и не получила томного танка. Шла неизменная модернизация: усиливалось бронирование до 100 мм и вооружение.

После войны танки «Шерман» состояли на вооружении многих государств.

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

Тактико-технические свойства М4 «Генерал Шерман»

Боевая масса, т 30,3
Экипаж, чел. 5
Размеры Длина корпуса, мм — 5893Ширина корпуса, мм — 2616Высота, мм — 2743Клиренс, мм — 432
Бронирование Лоб корпуса, мм — 50 один Борт корпуса, мм — 38Днище, мм — 13—25Лоб башни, мм — 76Маска орудия, мм — 89Борт башни, мм — 50 один Крыша башни, мм — 25
Вооружение Пушка 75-мм M3 (у М4),76-мм М1 (у М4 (76)), 105-мм М4 (у М4 (105)).Пулемёты — один × 12,7-мм M2HB, два × 7,62-мм M1919A4
Боекомплект пушки 97
Мощность мотора, л. с. 400 (395 европейских л. с.)
Скорость по шоссе, км/ч 48
Припас хода по шоссе, км 190
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах

Фото танка М4 «Генерал Шерман»

Источник: http://militaryarticle.ru/zemlya/bronetekhnika/20580-m4-sherman-amerikanskij-tank-vtoroj-mirovoj-vojny

М4 Шерман. Посредственность ставшая известной. | Военная история

Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

  • М4А1.
  • Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история 
  • С длинной 76 мм пушкой. 
  • Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история
  • Т-4 и Шерман.  

Этот танк, запущенный в серийное производство в 1942 году, вскоре стал основным, которым были вооружены бронетанковые войска не только США, но и Англии. Танк «Шерман» поставлялся по ленд-лизу также и в СССР. От серии МЗ он отличался главным образом конфигурацией корпуса и компоновкой вооружения. Схема силовой передачи, ее компоновка и конструкция основных агрегатов остались прежними, что обусловливалось стремлением при переходе на новый тип машины сохранить высокие темпы производства.

Стремясь улучшить боевые характеристики, американские конструкторы в течение 1942 и 1943 годов разработали семь модификаций М4, из которых четыре были приняты на вооружение: М4 (базовый вариант), М4А1, М4АЗ и М4А4.

Машины различных модификаций отличались друг от друга технологией изготовления (например, лобовая деталь корпуса изготовлялась целиком методом литья или собиралась на болтах из трех литых деталей, или сваривалась из литой и катаной деталей), вооружением (пушки калибром 75-мм и 76,2-мм, 105-мм гаубица), двигателями, конструкцией ходовой части и силовой передачи.

Как наиболее удачные оцениваются два варианта модификации М4АЗ: М4АЗЕ2 и М4АЗЕ8. Первый вариант отличается усиленной броневой защитой: толщина брони башни увеличена до 152-мм, установлена экранировка спереди и по бортам, благодаря чему толщина брони увеличена до 77-мм.

Второй вариант, М4АЗЕ8 имеет усиленное за счет установки длинноствольной 76,2-мм пушки вооружение и усиленное на 15 — 20-мм бронирование. Этот вариант выпускался с 1945 года в качестве основного среднего танка. Всего в годы второй мировой войны было выпущено более 48 тысяч танков М4 всех модификаций.

В апреле 1941 г. Рок-Айлендский арсенал представил командованию бронетанковых войск пять эскизных вариантов танка М4. В итоге выбрали наиболее простую схему с использованием элементов МЗ при совершенно новом литом или сварном корпусе.

75-мм пушку разместили в башне, на крыше которой в башенке, установили пулемет. Как и в МЗ, предусмотрели люки в бортах корпуса. Макет машины, обозначенной как Т6, построили в мае 1941 г.

, а прототип с литым корпусом и некоторыми изменениями конструкции (без башенки) собрали и на Абердинском полигоне 19 сентября 1941 г.

Глядя на канадский танк «Рэм» можно было предположить, что Т6 оказал на него влияние. Однако документы и хронологическое сопоставление событий опровергают это. Первый серийный «Рэм», построенный заводом «Монреаль Локомотив», испытывался на Абердинском полигоне с июля по октябрь 1941 года и в отчетах он сравнивается с танком МЗ, а не с Т6.

После германского вторжения в Россию в июне 1941 г., по личному заказу президента Рузвельта планировавшийся на 1942 г. уровень производства — 1000 средних танков в месяц удвоили. Для этого требовалось привлечь новые предприятия: «Пасифик Кар энд Фаундри», «Фишер», «Форд» и «Федерал Мэшин энд Уелдер». В октябре 1941 г.

Т6 приняли на вооружение под обозначением М4 и запланировали его массовое производство, в том числе на 11 заводах, выпускавших МЗ в 1942 г. В сентябре 1941 г. фирме «Фишер» предложили организовать вторую линию в Гранд Блэнк, штат Мичиган. Строительство Танкового арсенала в Гранд Блэнк, ориентированного на производство М4, началось в январе 1942 г.

, а изготовление машин — в июле того же года, хотя в то время «Фишер» уже выпускала М4 на одном из своих заводов.

Прототип М4, построенный «Лима Локомотив» в феврале 1941 г., отличайся отсутствием бортовых люков. В следующем месяце фирмы «Лима», «Прессд Стил» и «Пасифик Кар энд Фаундри» выпустили первые машины М4А1 с литым корпусом. К осени 1942 г.

все заводы, вовлеченные в программу, развернули серийное производство, а в октябре британские М4 впервые вступили в бой под Эль-Аламейн. Танки М4 были наиболее массовыми в войсках союзников в годы Второй мировой войны.

Хотя он не обладал сильным бронированием и вооружением по сравнению с германскими и советскими танками, М4 удачно сочетал простоту обслуживания, надежность, скорость хода, прочность и несложную конструкцию.

Это способствовало развертыванию массового производства машин на коммерческих предприятиях, не имевших в мирное время опыта выпуска военной продукции. По критерию стоимость/эффективность М4 был оптимальным для своего времени, и это отразилось на производстве в 1942—46 гг. 40000 танков М4 (и машин на его шасси).

М4 имел такое же шасси, что и МЗ. Однако кроме самых ранних модификаций тележки подвески были изменены: поддерживающие ролики крепились позади  а не посередине.

Корпус мог быть сварным, литым или сварным с лобовой частью, собранной из литых и катаных деталей, в то время как 75-мм пушка устанавливалась в простой литой башне и оснащалась гироскопическим стабилизатором, как на танке МЗ.

Первоначально танк оснащался радиальным двигателем «Континенталь» воздушного охлаждения, но их постоянная нехватка (они использовались и в авиапромышленности) заставляла применять иные варианты силовых установок, что увеличивало количество серийных модификаций. М4 «Шерман» имел экипаж из 5 человек.

На первых вариантах танка верхняя лобовая деталь корпуса имела наклон 47 градусов и толщину 51 мм. ВЛД была ослаблена вваренными в неё выступами с лючками смотровых приборов.

На более поздних модификациях лючки были перенесены на крышу корпуса, ВЛД стала цельной, но из-за переноса лючков её пришлось сделать более вертикальной, 56 градусов. Борта корпуса состоят из вертикально установленных броневых листов толщиной 38 мм, такое же бронирование имеет задняя часть.

На прототипе в борту танка имелся достаточно большой люк для экипажа, но на серийных машинах от него отказались. В днище корпуса за местом стрелка-радиста расположен люк, предназначенный для относительно безопасного покидания танка экипажем на поле боя под огнём противника.

В некоторых случаях этот люк использовался для эвакуации с поля боя раненых пехотинцев или членов экипажей других танков, поскольку внутреннее пространство «Шермана» было достаточно большим, чтобы временно разместить в нём ещё несколько человек.

Башня танка литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей, установлена на погоне диаметром 1750 мм с шариковым подшипником, толщина брони лба башни 76 мм, борта и кормы башни 51 мм. Лоб башни скошен под углом 60°, маска пушки имеет бронирование 89 мм.

Крыша башни имеет толщину 25 мм, крыша корпуса от 25 мм в передней до 13 мм в задней части танка. В крыше башни имеется командирский люк, также являющийся входным для наводчика и заряжающего. В башнях позднего производства (начиная с августа 1944 года) имеется отдельный люк для заряжающего.

Крышка командирского люка двустворчатая, на люке установлена турель зенитного пулемёта. Механизм поворота башни электрогидравлический или электрический, с возможностью ручного поворота в случае отказа механизмов, время полного оборота 15 сек.

В левом борту башни имеется порт для стрельбы из пистолета, закрытый бронезаслонкой.

Источник: https://maxpark.com/community/14/content/800193

Где Красная Армия применяла танки Ленд-лиза против вермахта

В Советском Союзе о поставках союзников по ленд-лизу было принято говорить и писать в пренебрежительном тоне. Подчеркивалось, что их объемы были невелики в сравнении с собственным производством в СССР. В качестве доказательств приводились данные по видам продукции, которые не играли существенной роли на фоне того, что производила советская промышленность.

Самым подходящим для этого примером были танки. Их действительно было получено от союзников немного. Притом, что в конце 1941 года и в 1942-м, когда собственное производство танков в Советском Союзе было на крайне низком уровне, английские танки сыграли важную роль.

А что касается поставок американских танков, то для Красной Армии в тот период гораздо важнее были полноприводные грузовики, которыми американцы полностью обеспечили советскую мотопехоту, и бронетранспортеры, которых в СССР не производили.

Несмотря на то, что английских и американских танков поступило в нашу страну не так уж и много, в большинстве крупных операций они участвовали.

Впервые в большом количестве английские танки появились в битве за Москву. В наступлении на Можайском направлении принял участие 136-й отдельный танковый батальон, в котором, кроме советских танков, была дюжина английских: девять танков «Валентайн» и три танка «Матильда».

Были у английских танков и достоинства, и недостатки. Лобовая броня «Матильды» была почти 80 мм и по защите примерно соответствовала советскому КВ — немецкие противотанковые пушки ее не пробивали.

А своих КВ тогда в Красной Армии не хватало: Ленинград в блокаде, а на Урале производство только налаживалось. Пушка «Матильды» хоть и слабая, но броню всех немецких танков того времени пробивала.

Хуже всего было то, что «Матильды» оказались совершенно не приспособлены к условиям русской зимы и распутицы. А вот более легкий и скоростной «Валентайн» советские танкисты любили.

Он использовался до самого конца войны, притом что в самой английской армии эти танки не применяли уже в 1944 году. «Валентайнами», кроме танковых и механизированных бригад, вооружались почти все кавалерийские корпуса и мотоциклетные батальоны и полки.

В 1942 году английские танки принимали участие практически во всех операциях на фронтах. Согласно «Докладу о применении английских танков на фронтах Отечественной войны 17 апреля 1943 года», в течение 1942-43 гг.

английские танки применялись главным образом на Западном, Брянском и Северо-Кавказском фронтах. Английские танки были в составе трех танковых корпусов (9, 10 и 11) вместе с советскими.

Читайте также:  Танк чёрный орёл: т-95, объект 460, технические характеристики (ттх), конструкция, вооружение, история создания

А 5-й механизированный корпус был укомплектован только английскими машинами.

Больше всего английских и американских танков было на Кавказе, до 70% от общего числа. Это легко объяснить, ведь основным маршрутом их поставки был «Персидский коридор», который через Иран приводил как раз на Кавказ.

В составе Северо-Кавказского фронта воевала 5 гвардейская танковая бригада, в которой, кроме трех типов советских машин, было два типа английских танков и три американских.

В контрнаступлении под Сталинградом приняли участие два полка  английских тяжелых танков «Черчилль».

В знаменитом морском десанте под Новороссийском использовались и танки. Это были 30 американских танков «Стюарт» из 563-го отдельного танкового батальона.

В битве на Курской Дуге один танковый полк и одна бригада состояли из английских танков «Матильда» и «Валентайн», четыре танковых полка были укомплектованы американским танками «Стюарт» и «Грант», в Красной Армии имевшими название МЗл (л — легкий) и 6 МЗс (с — средний). Непосредственно в сражении под Прохоровкой воевали два полка английских танков «Черчилль».

Есть много фотографий, где киевляне на улицах приветствуют своих освободителей, забрасывая цветами танки «Черчилль». Эти танки принимали участие в полном снятии Блокады Ленинграда.

Американские танки «Сюарт» и «Грант» не нравились советскому руководству и не пользовались популярностью у танкистов. Во многих советских источниках указывается, что «Гранты» получили прозвище БГ-7 — «Братская могила на семерых».

Впрочем, подобное печальное название имели все танки, только цифра в конце менялась. А вот появившиеся с 1944 года американские «Шерманы», которые в Красной Армии получили название М4с, применялись более охотно и в больших количествах.

В операции «Багратион» главной ударной силой была 5-я гвардейская танковая армия, в составе которой было 64 американских «Шермана» и 39 английских «Валентайнов». А 3-й гвардейский механизированный корпус того же фронта почти полностью состоял из «Шерманов» (кроме них, было 70 «Валентайнов» и 16 Т-34).

Форсировал Одер и брал Берлин 1-й механизированный корпус с танками «Шерман» и «Валентайн». Аналогичный состав имел 8-й гвардейский мехкорпус 2-го Белорусского фронта и 9-й гвардейский мехкорпус, освобождавший Вену. Неудивительно, что на многих фото 1945 года можно увидеть танки «Шерман» с красными звездами на бортах.

После боев на озере Балатон, освобождения Будапешта и Вены, 9-й мехкорпус оставил всю свою технику и отбыл на Дальний Восток. Там советские танкисты получили 183 новых «Шермана», поступившие прямо из США.

Танки корпуса преодолели Большой Хинган и закончили войну в Порт-Артуре.

Хотя поставки английских и американских танков были невелики, около десяти тысяч машин, но встретить их можно было практически на всех участках фронта.

Источник: https://russian7.ru/post/gde-krasnaya-armiya-primenyala-tanki-len/

Танк Шерман — характеристики

Американский средний танк M4 Шерман активно использовался в нескольких войнах и стал по-настоящему массовым, уступив в количестве лишь Т-34 вместе с Т-54. Своё название он получил в честь генерала Уильяма Шермана, причём его дали британцы и, лишь со временем, оно закрепилось окончательно, хотя в СССР его привыкли называть «эмча».

Появившись в 1942 году, М4 Шерман попал на вооружение нескольких стран и получил 8 модификаций, а также послужил основой для ещё большего числа специальных машин и САУ.

Создание

Когда началась Вторая мировая война, Америка не имела на вооружении современных средних танков. Поэтому инженеры попытались создать новую машину на базе М2, позже получившую название М3 Ли. Однако, ещё во время разработки, стало ясно, что он не подходит армии, поэтому пришлось разрабатывать новый танк.

2 сентября 1941 года был разработан прототип Т6, в котором решили использовать узлы М3 и новую компоновку.

Очень быстро прошли испытания и в середине февраля следующего года первый Шерман был выпущен под индексом М4.

Конструкция

Как уже говорилось, танк много позаимствовал у своего предшественника. Например, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и основное вооружение. В то же время он получил совершенно новый корпус традиционной для США и Германии компоновки с трансмиссией спереди и вооружением во вращающейся башни, избавившись таким образом от основного недостатка М3.

Экипаж машины составлял 5 человек, механик-водитель вместе со стрелком-радистом располагались в передней части корпуса, а остальные 3 — в башне.

Весил Шерман около 30 тонн.

Корпус

  • Как уже говорилось, компоновка стала более традиционной по сравнению М3, с трансмиссионным отделением спереди, боевым посередине и моторным сзади.
  • Несмотря на то, что вооружение оказалось в башне, корпус остался очень высоким из-за того, что в него вертикально устанавливался звездообразный двигатель, разработанный для авиации.
  • Такая особенность повлияла далеко не лучшим образом на Шерман, снизив возможности его маскировки и устойчивость.
  • Корпус всех модификаций кроме М4А1 изготавливался из катанных бронеплит, соединённых между собой с помощью сварки, поскольку литьё оказалось слишком сложным для серийного производства.

Верхняя лобовая деталь составлялась из 7 частей, поэтому сварка производилась очень качественно, а нижняя из 3, но соединённых между собой болтами. Позже НЛД стали сразу делать цельной.

Толщина верхней лобовой брони у Шерманов первой серии составляла 50 мм под углом 47° но была ослаблена лючками смотровых приборов. Чуть позже их убрали, но изменили и угол наклона, ставший равным 56°.

  1. Борта корпуса получили толщину 38 мм и располагались вертикально, корма получила такую же толщину, но при этом угол наклона около 10°, а днище — 13-25 мм.
  2. Особенностью брони стала её вязкость, немного снижающая прочность, но значительно уменьшающая число осколков внутри танка.
  3. В днище корпуса имелся люк, повышающий шансы на спасение экипажа из подбитого танка.

Ещё один люк, механика-водителя, находящийся на крыше корпуса, оказался очень неудачной конструкции, поскольку откидывался наверх, из-за чего его могло задеть орудие и буквально прихлопнуть им механика-водителя, свернув тому шею. Позже этот недостаток устранили, сделав люк сдвижным в сторону.

Часть боекомплекта располагалась по бортам корпуса, из-за чего пороховые газы легко возгорались при попадании снаряда в корпус.

Позже, примерно в середине 1944 года, появилась новая боеукладка, перенесённая на пол боевого отделения и с водой между гнёздами для боеприпасов, что значительно повысило её защиту.

Башня

Литая башня получила цилиндрическую форму, кормовую нишу и пистолетную амбразуру слева. Толщина её лба составила 76 мм, а угол наклона 60°, дополнительной защитой служила маска орудия толщиной 89 мм. Борта и корма башни получили одинаковую толщину 51 мм.

  • Поворот осуществлялся с помощью электрогидравлического или электрического привода в зависимости от модификации Шермана, также имелась возможность ручного привода, причём всего за 15 секунд производился поворот на 360°.
  • Внутри слева расположили место заряжающего, а с другой стороны находились наводчик и командир за ним.
  • На крыше башни ранних модификаций имелся один люк, позже появился второй для заряжающего, а на крышке командирского — турель зенитного пулемёта.
  • Часть боезапаса располагалась на полике башни, а ещё одна часть в задней части корзины.

Вооружение

  1. В роли главного орудия первой серии танков оказалась 75 мм пушка M3 L/37,5, устанавливаемая на М3, чуть позже, в октябре 1942 года, на Шерман установили улучшенную маску пушки, спаренный пулемёт и телескопический прицел для наводчика.
  2. У вооружения было несколько интересных особенностей, а именно вертикальная стабилизация с помощью гироскопа, установка пушки, с поворотом на 90° для того, чтобы управлять затвором в горизонтальной а не вертикальной плоскости и большие углы наводки от -10° до +25°.
  3. В целом, такое орудие по своей эффективности примерно соответствовало Ф-34, устанавливаемой на советский Т-34 и было способно поражать всю раннюю немецкую технику, лишь поздние версии PzKpfW VI были относительно защищены от неё.

Позже, с появлением среднего танка Пантера и тяжёлого Тигр, пришлось устанавливать длинноствольную нарезную пушку M1 калибром 76,2 мм и длиной ствола 55 калибров. Она также получила несколько вариантов, например, с резьбой для съёмного дульного тормоза, со смещёнными цапфами или изменённым шагом нарезов.

  • Пользующаяся Шерманами английская армия устанавливала свои 17 фунтовые пушки MkIV, не требующие переделки башни.
  • Американские танки, использующиеся для артиллерийской поддержки пехоты, получили нарезную 105 мм гаубицу М4 и лишились стабилизатора из-за плохого баланса орудия.
  • Боекомплект разных орудий сильно различался, например, для М3 он составлял 90 снарядов, для MkIV 77, для гаубицы М4 66.
  • В качестве вспомогательного вооружения на Шерман устанавливалось несколько пулемётов.
  • Наводчик имел спаренный с пушкой M1919A4 калибром 7,62 мм с электроспуском, стрелок-радист такой же, установленный в шаровой установке на ВЛД, их общий боекомплект составлял 4750 патронов.
  • На командирском лючке находилась турельная установка с зенитным пулемётом M2H калибром 12,7 мм и боезапасом 300 патронов.
  • В июне 1943 года Шерман получил 51 мм дымовую мортиру М3 на крыше башни слева с казённой частью под бронёй и управляемую заряжающим.

Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, большую высоту корпуса танк получил из-за вертикальной установки звездообразного авиационного двигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Помимо него, Шерман получил ещё 4 варианта силовой установки, в итоге появилось 6 модификаций.

М4 и М4А1 получили описанный выше двигатель, а вариант М4А2, использующийся в СССР по ленд-лизу, пришлось установить спарку шестицилиндровых двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с., поскольку советские войска привыкли использовать дизельное топливо.

М4А3 получил мощный V8Ford GAA, развивающий 500 л. с., а М4А4 интересную силовую установку Chrysler A57 multibank мощностью 470 л.с., собранную из 5 автомобильных бензиновых двигателей L6 и заставившую разработчиков удлинить корпус.

Последним вариантом стал М4А6 с дизельным двигателем Caterpillar RD1820 мощностью 450 л.с., но заказ на него вскоре аннулировали, поскольку дизель отличился низкими эксплуатационными характеристиками.

  1. Для прогрева двигателя и зарядки аккумулятора на Шерман установили вспомогательную одноцилиндровую силовую установку, позволившую обойтись без запуска основного двигателя.
  2. Расположенная спереди трансмиссия дополнительно защищала экипаж, но, в случае пробития, могла обжечь раскалённым маслом и повышала риск обездвиживания даже без пробития.
  3. На танк установили механическую пяти ступенчатую коробку передач с задней передачей, а повороты осуществлялись за счёт двух раздельных тормозов, управляемых рычагами с сервоприводами.
  4. Момент передавался с помощью карданного вала и двойного дифференциала Cletrac.
  5. Особым изменения трансмиссия не подвергалась, разве что её защита стала полностью литой, а управление стояночным тормозом изменили с ручного на ножное.

Ходовая часть

  • Подвеску позаимствовали у М3 с минимальными изменениями, поэтому с каждой стороны танк получил привычные три опорные тележки к которым крепились два обрезиненных опорных катка и две буферные пружины, установленные вертикально.
  • Эта подвеска получила название VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), то есть «вертикальная», в марте 1945 года она прошла модернизацию, получив двойные катки и горизонтальные пружины вместе с гидравлическими амортизаторами, более широкие гусеницы и обозначение HVSS (Horisontal Volute Spring Suspension), то есть «горизонтальная».
  • Она дала Шерману лучшую проходимость и надёжность вместе с ремонтопригодностью.
  • В целом подвеска оказалась удачной, обеспечив более плавный ход и меньшую шумность по сравнению с Т-34, что позволило пехоте, располагающейся на броне, вести огонь на ходу.
Читайте также:  Самолёт можайского а ф: история создания, биография александра фёдоровича - первого авиаконструктора

Боевое применение

Этот танк активно участвовал во Второй мировой, позже в Корейской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах.

Впервые Шерман попал в бой 23 октября 1942 года в составе британской армии. Сражение произошло под Эль-Аламейном, в ходе которого новым танкам пришлось столкнуться с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. Здесь была продемонстрирована удачная конструкция, имеющая разумное сочетании защиты, огневой мощи и подвижности.

  1. С ноября он начал поступать в СССР, где оказалось, что он весьма схож с Т-34, имеет более слабую защиту бортов, но значительно превосходя в комфорте, но Т-34-85 начал превосходить американский танк в защищённости и огневой мощи.
  2. Армия США применила Шерманы чуть позже, 6 декабря того же года в Тунисе, их неопытность привела к большим потерям, однако сам танк показал себя с хорошей стороны.
  3. Радость военных прекратилась 14 февраля следующего года, когда новые PzKpfw VI Тигр показали, что Шерман не способен им противостоять.
  4. 6 июня 1944 года, когда началась известная высадка в Нормандии, американцы в очередной раз столкнулись с Тиграми и Пантерами, потеряв за 10 месяцев боёв 1348 Шерманов и ещё 600 танков по иным причинам.
  5. Окончательно стало понятно, что у Шерман плохо подходит для противотанковой борьбы или городских боёв из-за слабой защиты и вооружения, однако имеет отличную подвижность и хорошие условия для экипажа.
  6. В Корее Шерманы получили 76 мм орудие, что позволило им сравняться с советским Т-34-85 по огневой мощи, превосходя их при этом по обзору, комфорту, имея стабилизатор и более опытные экипажи.

Эпилог

М4 Шерман был произведён в количестве более 49000 единиц, став самым массовым американским танком. Его с удовольствием использовали в других странах, например, в СССР и Великобритании, поскольку он получился вполне удачным.

  • Шерман имел чрезмерную высоту корпуса, его первые версии легко возгорались, броня не слишком хорошо защищала, мощности орудий первых версий часто не хватало, а сама конструкция не принесла ничего революционного или нового, но была вполне современной и оставляла большое пространство для модернизации.
  • Конструкторы приложили много усилий для удобства экипажа, ремонтопригодности, надёжности и облегчения серийного производства, а это многого стоит на войне.
  • Его вооружение соответствовало Т-34 или PzKpfw IV, уступая Пантере с Тигром, бронирование также было на уровне средних танков, уступая лишь тяжёлым.

Весомыми преимуществами оказались мобильность, надёжность, неприхотливость невысокий уровень шума, позволившие применять танк в любых операциях. Единственным недостатком в этом плане оказался высокий расход топлива, ограничивший дальность хода 190 километрами, но хорошая система обеспечения вполне решала эту проблему.

М4 Шерман не даром многие называют одним из лучших танков Второй мировой войны, ведь он удачно совместил в себе все необходимые черты среднего танка, не получив при этом сильных недостатков.

Источник: https://tanksdb.ru/sherman/

Танк Шерман

songsolo

«Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После ВМВ «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).    M4 стал основной американской танковой платформой во время ВМВ, и на  его базе было создано большое количество специальных  модификаций, САУ,  инженерной техники.

    Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка  (не считая танков канадского производства). Это третий (после Т-34 и  Т-54) наиболее массовый танк в мире, и наиболее массовый танк  американского производства.

Поставки «Шерманов» по ленд-лизу. Поставки в СССР

СССР стал вторым по объёму (после Великобритании) получателем «Шерманов». По закону о ленд-лизе Советский Союз получил:        * M4A2 — 1990 единиц.    * M4A2(76)W — 2073 единицы.    * M4A4 — 2 единицы. Пробные поставки. От заказа отказались по причине бензиновых двигателей.    * M4A2(76)W HVSS — 183 единицы.

Поставлены в мае—июне 1945 года, в боевых действиях в Европе участия не принимали.    В СССР «Шерманы» зачастую назывались «Эмча» (вместо M4). По своим основным боевым характеристикам «Шерманы» примерно соответствовали советскому Т-34.

    Никаким модификациям поступающие в СССР танки не подвергались, даже не  перекрашивались (советские опознавательные знаки наносились на них ещё на заводе, так как трафареты американских и советских звёзд в целом совпадали, нужно было только сменить цвет), многие танки вообще не имели никаких национальных опознавательных знаков. Расконсервация танков производилась непосредственно в войсках, при этом на них вручную наносились тактические номера и опознавательные знаки частей. Некоторое количество было перевооружено пушками Ф-34 силами полевых мастерских, в связи с тем, что на начальном этапе эксплуатации в РККА наблюдался дефицит американских 75-мм снарядов. После того, как снабжение было налажено, переделки прекратились. Точное количество перевооружённых танков, получивших название M4M, неизвестно, по всей видимости оно незначительно.    Первое время в условиях осенне-весенней распутицы и зимой на гусеницы кустарным способом в войсках наваривали шпоры. Позднее «Шерманы» поставлялись со съёмными шпорами в комплекте и в подобной модификации необходимость отпала.

    Американцы имели в СССР специальных представителей, которые наблюдали за эксплуатацией американских танков непосредственно в войсках. Помимо функций технических консультантов, эти представители также отвечали за сбор отзывов и рекламаций, отправляя их на фирмы-производители. Замеченные недоработки достаточно оперативно устранялись в следующих сериях.

    Кроме самих танков, американцы также поставляли ремонтные комплекты; в целом проблем с ремонтом и восстановлением не было. Тем не менее, довольно большое количество повреждённых в боях «Шерманов» было разобрано на запчасти, и детали пошли на восстановление их более удачливых собратьев.

  • Источник: wikipedia (всего-то навсего, но там очень большая и подробная статья, ежели кто заинтересовался).
  • Ещё одна забавная статья про танк Шерман, я её не цитировала здесь.

Источник: https://songsolo.livejournal.com/133407.html

Какое оружие союзников бойцы Красной Армии считали худшим

В годы Великой Отечественной войны в СССР из США и Великобритании было поставлено немало образцов вооружения и военной техники. Правда, важнейшее значение, в сравнении с количеством, произведённым в СССР, имели поставки продовольствия, промышленного сырья, обмундирования, медикаментов, транспортных средств, а также взрывчатых веществ.

Но и общее число оружия и боевой техники было приличным. Так, самолётов было поставлено 18,4 тыс. — 11,7% от изготовленного в СССР за годы войны, танков и другой бронетехники — 18,6 тыс. (16,3%), зенитных пушек калибра 40 мм — 5,5 тыс. (29,2% к числу однотипных орудий).

Не все поставлявшиеся образцы вооружения обладали сравнимым качеством.

Некоторые из них направлялись в СССР уже лишь потому, что считались устаревшими у себя на родине. Другие превосходили любые аналоги, выпускавшиеся в Советском Союзе. Некоторые могли оказаться сложными в управлении, какие-то плохо годились для театра военных действий Великой Отечественной.

Боевые качества их всех раскрывались уже в ходе сражений.

Истребители

Наверное, это был единственный вид военной техники по ленд-лизу, польза которого никогда не отрицалась даже в советское время. Хотя и здесь были свои как плюсы, так и минусы.

Благодаря подвигам Александра Покрышкина прославился американский истребитель Р-39 «Кобра» («Аэрокобра»). До 1943 года, когда он пересел на этот самолёт, Покрышкин записал на свой личный счёт три сбитых самолёта противника, а уже в 1943 году, воюя на «Аэрокобре», он сбил 38 вражеских самолётов. Иногда называют другие цифры, но пропорция в любом случае примерно такая. Другой советский ас — Григорий Речкалов — с конца 1942 года также воевал на «Аэрокобре» и уничтожил на ней 53 или 59 немецких самолётов лично и 6 либо 4 — в составе группы. До этого на его счёту было три сбитых немецких истребителя. Так что в победах прославленных советских лётчиков была велика и заслуга американской техники.

У «Кобры» были свои недостатки, как у любого оружия. Например, самолёт легко сваливался в штопор по израсходовании всех боеприпасов — нарушалась центровка. Этих недостатков не было лишено и его продолжение — Р-63 «Королевская кобра» («Кингкобра»).

Подполковник Ибрагим Дзусов, по свидетельству Покрышкина, сказал ему, представляя «Кобру»: «Самолёт хороший. По скорости не уступает „Мессершмитам“ и имеет сильное вооружение». Это действительно было так, и очень важно для советских лётчиков.

За время войны в СССР было поставлено 4423 «Аэрокобры» и 2397 «Кингкобр».

По-другому обстояло дело с британским истребителем «Харрикейн». Уже во время битвы над Англией в 1940 году он уступал немецким «Мессершмит-109». Тем не менее, в 1941-44 гг. союзники поставили в СССР 3082 единицы этих истребителей.

В своих мемуарах авиаконструктор Александр Яковлев привёл реплику Сталина: «Их „харрикейны“ дрянь, наши лётчики не любят эти самолёты». Лётчик Александр Кутаков отмечал тихоходность этой модели, в сравнении с немецкими истребителями, хотя и называл среди её достоинств лучший обзор из кабины, чем на отечественных И-16, и радиофикацию. К слову, оснащённость средствами радиосвязи была преимуществом практически любой модели самолётов и танков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, перед советскими. Другие прославленные лётчики — Георгий Зимин и Николай Голодников — отмечали неважные аэродинамические качества «Харрикейна».

Тем не менее, летопись Великой Отечественной полна успешных боёв, проведённых на «харрикейнах». Особенно прославились эти истребители в Заполярье, где на них, рядом с советскими лётчиками, воевали пилоты 151-го британского авиационного крыла.

«Харрикейнами» была вооружена авиация тыловых районов ПВО, где обнаружилось недостаточное вооружение этих самолётов для атак немецких Не-111 и Ju-88. «Харрикейн» явно уступал новым типам советских самолётов, зато превосходил довоенные И-16, которые к началу войны составляли основу советского истребительного авиапарка.

В начале Великой Отечественной войны даже «харрикейны» были прогрессом для советских ВВС.

У англичан имелись более совершенные истребители «Спитфайр», но их поставка началась только в 1943 году и производилась в очень ограниченных количествах. Ими вооружались в основном авиачасти Московской зоны ПВО, хотя есть свидетельства использования этих самолётов и в боях на фронте.

Бомбардировщики

За время Великой Отечественной войны в СССР было поставлено больше 3 тысяч американских средних бомбардировщиков А-20 «Бостон». В США его называли «штурмовиком», однако для уничтожения целей на поле боя в условиях советско-германского фронта он оказался непригоден из-за слабого бронирования.

Поэтому здесь его переквалифицировали во фронтовой бомбардировщик. Эффективность действия и живучесть А-20 превосходила таковую у Пе-2 — основного советского аналога. Особенно отмечали лётчики удобство для экипажа (в частности, отапливаемую кабину).

Впрочем, почти вся техника, поставлявшаяся из США и Англии в СССР, отличалась этим от советской.

Танки

Среди танков, поставлявшихся в СССР, также были самые разные. Так, американские М3 «Генерал Ли» (СССР их получил почти тысячу) советские танкисты прозвали «братской могилой для семерых».

При большой высоте (что повышало их уязвимость) они отличались ещё плохой проходимостью, громоздкостью и недостаточным бронированием при напичканности вооружением.

Плохие характеристики, для советских боевых условий, были и у британских лёгких танков «Валентайн» и средних «Матильда».

В июле 1942 года, при попытке советской 5-й танковой армии контратаковать под Воронежем, много этих тихоходных «Матильд» пришлось бросить. Для наступательного боя они не годились.

В августе 1943 года под Спас-Деменском (Калужской области) части 5-го механизированного корпуса, вооружённого в основном «Валентайнами», понесли тяжёлые потери от немецкой противотанковой артиллерии.

Тем не менее, «Валентайнов» и «Матильд» за годы войны было поставлено в СССР больше 4 тысяч.

Гораздо лучшими качествами отличались американские «Шерманы» (основной боевой танк экспедиционных сил США в Европе с июня 1944 года), начавшие поступать в части РККА в том же году. Их было поставлено больше 3600 штук.

Хорошо помог Красной армии и тяжёлый британский танк «Черчилль», хотя его и было получено всего 300 единиц.

Но во время Курской битвы в июле 1943 года это был единственный танк советских войск, лобовая броня которого могла выдержать попадание снаряда тяжёлого немецкого «Тигра».

Видео дня. Скандал разразился на фоне публикации в Сети пиршества в СИЗО

Источник: https://news.rambler.ru/troops/42890860-kakoe-oruzhie-soyuznikov-boytsy-krasnoy-armii-schitali-hudshim/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector