Торпеда шквал: технические характеристики (ттх), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Скоростная подводная российская ракета Шквал с индексом ВА-111 является прямой и одой из главных угроз для американского или иного зарубежного флота в случае конфликта с отечественными ВМФ. Благодаря уникальным скоростным характеристикам торпеда способна с высокой вероятностью поражать все морские цели (как надводные, так и подводные).

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыСверхзвуковая торпеда Шквал ВА-111

Показатель Значение
Год принятия на вооружение 1977
Глубина (м) 30
Масса (кг) 2700
Маршевая скорость торпеды Шквал(км/ч) 375
Мощность стандартной боевой части (кг) 210

История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»

История создания гиперзвукового подводного оружия началась во времена СССР и была вызвана несколькими факторами.

Смотрите также статью Оружие для подводной охоты и их виды

Советский флот не мог эффективно количественно соперничать с ВМФ США, поэтому требовалось создать компактный комплекс вооружения, который можно установить на большинство имеющихся надводных и подводных судов. Этот комплекс должен гарантированно поражать корабли противника на большой дистанции и в то же время быть недорогим в производстве. История создания торпеды включает несколько вех.

60 годы 20 века — начало опытных конструкторских работ по созданию комплекса торпеды с высоким поражающим эффектом и нестандартно высокой скоростью. По требованию Министерства обороны СССР новая торпеда должна быть недосягаема для средств защиты противника и поражать объекты врага на безопасном расстоянии.

Такой эффект должен быть достигнут за счет применения гиперзвуковой скорости, чего в морской среде добиться нелегко. Разработкой новой торпеды занялся НИИ № 24 и конструктор Г. В. Логвинович.

Сложность заключалась в новизне конструкции, так как до этого никто в мировой практике не пытался создать торпеду способную развить под водой скорости в сотни километров в час, советские торпеды были преимущественно парогазовыми и не обладали столь внушительной скоростью.

1965 год — первое ходовое испытание торпеды на озере Иссык-Куль и соответственно доведение торпеды до своих боевых характеристик.

В качестве массового оружия уничтожения флота противника торпеда выглядит эффективнее, чем крылатая ракета, так как действуя в условиях водной среды может нанести существенный урон плавательному средству.

Также торпеда несет больший боевой заряд и по существу единственная кто может эффективно поражать подводные лодки противника.

Смотрите также статью Новая российская ракета Циркон — 3М22 и его характеристики

Когда проектировалась реактивная торпеда Шквал, конструкторы столкнулись с двумя основными требованиями — огромная скорость, которая должна быть достигнута за счет применения гиперзвука и универсальность торпеды для размещения, как на кораблях, так и подводных лодках. Для решения этих задач требовалось длительное время, чтобы доработать устройство торпеды Шквал, принятие ее на вооружение затянулось более чем на 10 лет.

1977 год — окончательное принятие на вооружение торпеды нового типа, получившей индекс ВА-111 «Шквал» — оружие на новых физических принципах.

Принятие на вооружение ВМФ и дальнейшие испытания были продолжены и после 1977 года, и после распада Советского Союза. Боевая часть торпеды имеет массу в 210 кг и в первоначальном варианте несла ядерный заряд мощностью в 150 КТ.

Только через год после принятия на вооружение принято решение об установке обычного заряда в боевую часть.

1992 год — создание варианта торпеды под индексом «Shkval—Э» как экспортной модификации. У данного варианта исполнения максимальная скорость была уменьшена по сравнению с отечественной за счет использования менее мощного реактивного двигателя. При этом в версии для зарубежных стран отсутствует возможность установки ядерной боевой части и поражения подводных целей.

Многие называют эту торпеду сверхзвуковой, однако данная характеристика не вполне объективна, так как под водой ракета-торпеда Шквал не развивает достаточной скорости для преодоления скорости звука, однако в сравнении со своими конкурентами ее скорость на несколько порядков выше.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыУстройство торпеды Шквал в разрезе

Тактико-технические характеристики

Сверхзвуковая торпеда Шквал обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

Показатель Значение
Масса боевой части (кг) 210
Длина (м) 8
Калибр (мм) 533
Радиус действия (км) 13
Стоимость (млн. долларов США) 6

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыКонструкция торпеды в разрезе

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Устройство двигателя разделено на два — стартовый и маршевый.

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами — магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыХвостовая часть торпеды Шквал с соплом двигателя

Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости.

В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с).

При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыИзображение принципа кавитации

Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет  оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Модификации

Помимо основной модификации разработка и модернизация данного вида оружия является одной из приоритетных задач для российских ВМФ, поэтому работы по совершенствованию торпеды продолжались даже в небогатые 90-е года. Выпущено несколько вариантов данной торпеды.

Шквал-Э — является экспортной версией торпеды, предназначенной для продажи в другие государства. В отличие от стандартной модификации такая торпеда не способна нести ядерный боевой заряд и поражать подводные цели противника. Также данная модификация обладает меньшей дальностью поражения.

Использование данной торпеды возможно лишь с пусковыми установками унифицированными с российскими/советскими кораблями, хотя и ведутся работы по изготовлению усовершенствованных версий под конкретного заказчика и его систему запуска.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыШквал-М на международной выставке

Новая версия ракето-торпеды Шквал-Мполучила улучшенные характеристики в части дальности и массу боезаряда. Так боевая часть увеличена до 350 кг в тротиловом эквиваленте, а дальность действия торпеды увеличена до 13 км. Кроме того и в настоящее время продолжаются работы по модификации данной торпеды в части увеличения дальности поражения.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыМодернизированный вариант торпеды

Зарубежные аналоги «Шквала»

В качестве аналога отечественной торпеды можно привести лишь изделие от немецких производителей под именем «Барракуда».

Принцип действия торпеды аналогичен российскому, однако, по словам разработчиков скорость еще выше за счет усиленного эффекта суперкавитации. Про остальные технические данные и характеристики объекта известий нет, хотя первое заявление о наличии такой торпеды датировано 2005 годом.

Многие страны ведут разработки своих аналогов такой торпеды, однако на данный момент ходовой и принятой на вооружение торпеды с сопоставимой скоростью не стоит на вооружении ни одной страны мира.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыТорпеда «Барракуда»

Достоинства и недостатки

Как и у любого вида вооружения у данной торпеды есть ряд достоинств и недостатков. К положительным чертам относится:

  • огромная скорость перемещения позволяет практически гарантированно пройти через любую систему защиты противника и поразить цель;
  • большой заряд боевой части позволяет поражать и наносить тотальные повреждения даже крупным кораблям класса авианосец. Заряд с ядерной боевой частью может одним залпом уничтожить целую авианесущую группу;
  • универсальность платформы, которая позволяет устанавливать торпеду, как в надводные корабли, так и на подводные лодки.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракетыЗапуск торпеды Шквал

Однако торпеда имеет и ряд недостатков, некоторые из которых выходят из ее достоинств:

  • высокая стоимость торпеды, которая равна 6 миллионам долларов США;
  • вибрации и шум, издаваемые торпедой о время движения из-за своей высокой скорости моментально демаскируют носитель, с которого был произведен запуск;
  • небольшая дальность действия торпеды также уменьшает живучесть корабля или подводной лодки, с которой произведен запуск, особенно это касается случая с нанесением удара по противнику торпедой с ядерной боеголовкой.

Видео про характеристики торпеды Шквал

Источник: https://doblest.club/oruzhie/397-sverhzvukovaya-torpeda-shkval

«Шквал» – торпеда со скоростью 370 км/ч

Если ознакомиться с положением дел в области военных изобретений за предыдущие десятилетия, то можно прийти к выводу, что приоритетная цель, преследуемая учеными – достижение максимально возможного ускорения.

Это правило справедливо для практически всех разработок: ракет, реактивных истребителей и, в том числе, простых пуль. Современные образцы развивают ускорение, в несколько раз большее, чем показатель скорости звука.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Исключительной сферой военных разработок, где скорость по-прежнему остается не самым главным вектором, считается подводное оружие. В действительности, сейчас ВС концентрируют свои усилия на создании и совершенствовании гиперзвуковых ракет. Они развивают ускорение в 5320 км/ч, что превышает показатель скорости звука, примерно, в 7 раз.

Подобная скорость означает, что гиперзвуковая ракета может поразить цель на расстоянии 100 километров чуть более чем за минуту после запуска.

Согласитесь, в таком случае времени на принятие каких-либо контрмер и маневров остается не очень много. Именно поэтому разработчики военного оружия так сосредоточены на повышении скорости своих снарядов.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Однако далеко не вся военная техника обладает высокой скоростью. К примеру, современные танки двигаются по ровной поверхности со скоростью около 100 км/ч. Скорость же некоторых типов вертолетов не превышает 280 км/ч.

Наименее быстрыми являются подводные лодки – зафиксированный мировой рекорд в погруженном состоянии составляет всего 83 км/ч.

Как же
получилось, что военная одержимость скоростью не затронула субмарины? Ведь
приоритетная задача подводных лодок – как можно быстрее скрыться с места пуска
ракеты или торпеды.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Что интересно, главное оружие субмарин – торпеды, тоже не отличаются высокой скоростью. К примеру, американская модель «MK 48» максимально развивает 55 узлов или 100 км/ч. Это, безусловно, не идет ни в какое сравнение с ускорением гиперзвуковых ракет.

Но что, если бы торпеда могла двигаться под водой со скоростью более 200 узлов? Это, примерно, 370 км/ч, конечно, со скоростью звука это не может конкурировать, но все же подобные показатели в сравнении впечатляют.

Такое ускорение превратило бы торпеду в подводную ракету, которая поражает цели за считанные секунды.

История создания быстрых торпед

На самом деле подобная разработка существует уже давно, причем изначально быстрая торпеда была создана советскими военными учеными еще в 1970-х годах. Данный противолодочный подводный комплекс носит название «Шквал» и развивает скорость более 200 узлов.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Также разработкой аналогов занимался
Иран, комплекс этой страны называется «Hoot». Разрабатывались быстрые
торпеды и в Германии, однако их «Барракуда» так и не поступила в
производство. По последним данным разработкой в этой сфере занимается и США.

В чем же
особенность торпед типа «Шквал» и благодаря чему они развивают такое
ускорение?

Фактически «Шквал» двигается не в воде, а внутри воздушного пузыря, состоящего из пара. В результате этого, практически полностью исчезает гидродинамическое сопротивление воды и прямоточный гидрореактивный двигатель развивает максимальное ускорение.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Саму идею создания такого парового пузыря ученым подсказало известное физическое явление, порой возникающее в водном среде. Оно называется кавитация и связано с резким изменением давления под водой. Данный процесс сопровождается образованием пузырьков вакуума, которые затем схлопываются в потоке жидкости, создавая подобие гидравлических ударов.

Кавитация долгие годы считалась негативным явлением, поскольку с помощью нее противник нередко мог обнаружить подводную лодку. Ударные волны при вращении винта выдавали положение субмарины. Однако эффект кавитации оказался крайне полезным при разработке скоростной торпеды.

Почему торпеды «Шквал» не стоят на вооружении сегодня

Но почему же
суперкавитационные торпеды не состоят на вооружении всех подлодок мира, если их
ускорение так велико? Все дело в наличии ряда значительных минусов.

Обычно движение торпеды контролируется рулями, находящимися в хвостовой части. Они позволяют снаряду менять направление и координировать движение на цель.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

В случае же с суперкавитационными торпедами подобный контроль без нарушения парового пузыря просто невозможен. Снаряд не контактирует напрямую с водной массой. Это означает, что после запуска «Шквал» будет двигаться строго по прямой линии.

Еще одна проблема суперкавитационных торпед – их невероятная громкость. Помните, мы говорили, что эффект кавитации сопряжен с возникновением гидравлических ударов? По этой причине такая торпеда не просто громкая, а невероятно шумная.

Данный недостаток, во-первых, моментально выдает позицию субмарины, а, во-вторых, не позволяет установить на торпеду головку самонаведения. Также этому мешает особенность конструкции – в носовой части происходит забор воды.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Современные
снаряды находят цели с помощью пассивного и активного сонара – они фиксируют
звуковые волны, исходящие от объекта, а также сигнал возврата от эхолота. Если
установить подобную систему на суперкавитационную торпеду, то из-за
собственного шума она не сможет отличить вражеское судно от скалы.

И последнее – максимальная дальность пуска «Шквала» составляет всего 13 км, а глубина хода – лишь 30 м. В современных условиях подобные характеристики делают комплекс абсолютно неконкурентоспособным.

В итоге мы
получаем очень быструю торпеду, с малым запасом хода и невозможностью
управления. Является ли это оружием будущего? Определенно нет. Однако сама идея
использования эффекта кавитации закладывает в «Шквал» большой потенциал.

Если ученым
удастся добавить этой торпеде возможность маневрировать и самостоятельно
находить цель, «Шквал» станет грозным подводным оружием, у которого на
данный момент нет никаких аналогов.

Источник: https://onthedeep.com/weapons/torpedo-shkval/

«Пролететь» Атлантику за 60 минут: сверхзвуковая подлодка с гиперзвуковыми торпедами

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

С развитием технологий становится понятно, что в будущем военные столкновения будут идти по совершенно иным принципам, нежели сейчас. Для получения превосходства над противником в будущем будут использоваться инновационные разработки. Специалисты уверены, что одной из таковых станет сверхзвуковая подводная лодка.

Военные инженеры на протяжении многих лет работают над созданием перспективного подводного флота, который будет превосходить современные образцы как по боевой мощи, так и по техническим характеристикам.

Для субмарин важнейшим аспектом является скрытность, которую удалось достичь за счет современных силовых установок и использования специальных материалов для корпуса. Желание сделать подлодку «невидимой» для врага сказалось на другом важном показателе для любой военной техники – скорости.

Высокая скорость порождает сильный шум, который очень быстро засекают вражеские локаторы.

По части скорости лучший результат принадлежит российскому «Анчару», который развивал 44,7 узлов (82 км/ч). При этом лодка издавала столько шума, что в итоге руководство отказалось от ее использования. Но именно «Анчар» дал серьезную почву для размышления военным инженерам.

Скорость позволяет раньше соперника оказываться в местах потенциального сопротивления. Это важный козырь, который на данный момент подводный флот реализовать не может. Но с этим не согласны некоторые специалисты из США, которые уверяют, что возможно создать сверхзвуковую подлодку.

 Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

По их словам, исследования показывают, что барьер скорости под водой составляет 5800 км/ч. Очевидно, что субмарина с такой скоростью сугубо за счет двигателя плыть не может.

Поэтому они решили использовать эффект кавитации, какой можно наблюдать движении самой быстрой торпеды в мире – российского «Шквала». Он «летит» со скоростью 380 км/ч под водой, создавая вокруг себя некий воздушный пузырь.

Это позволяет фактически свести к нулю сопротивление воды. Этот принцип специалисты планируют использовать и в движении подводной лодки.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

На разработке планируется использовать две силовые установки – атомную и электрическую. Ядерный двигатель будет разгонять субмарину, а генерируемый газ будет создавать воздушный пузырь, обтекающий вокруг корпуса.

Главным камнем преткновения в данном вопросе является тот факт, что этот кавитационный пузырь крайне нестабилен и периодически дает течь, что не только снижает скорость, но может выводить из строя корпус, который сталкивается с громадным давлением.

Однако ученые уверены, что изменив структурный состав газа можно создать «непробиваемый» пузырь. Это позволит разогнать подлодку до сверхзвука (свыше 1000 км/ч). По такому же принципу будет создано и вооружение для подлодки – торпеды, которые смогут вплотную приблизиться к барьеру в 5800 км/ч. Это уже гиперзвуковые снаряды, «летящие» под водой.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Очевидно, что многие зададутся вопросом о необходимости такой субмарины. Ведь ее перемещение может распугать всех рыб в океане во время движения, радары такую подлодку «услышат» за сотни километров. Однако принципиальное преимущество скорости состоит в занимании важной позиции на морских театрах военных действий.

К примеру, в случае конфликта, такая подлодка сможет за 60 минут пересечь Атлантику и затаиться. Она окажется в нужном месте намного раньше противника, а потом, используя второй, электрический двигатель, станет «невидимой» для локаторов.

Как только враг подойдет в зону удара, в него может полететь гиперзвуковая торпеда, сбить или уклониться от которой будет невозможно.

На данный момент это лишь проект, и нет абсолютной уверенности в его реализации, однако если такая разработка действительно увидит свет, это поменяет стратегический подход к ведению противостояний в море.

SMP

Источник: https://www.nasha-strana.info/archives/27705

Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире

«Шквал» (ВА-111) — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» / ru.wikipedia.org

История

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э» / ru.wikipedia.org

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Подводная ракета «Шквал-Э» (вид сзади)  / ru.wikipedia.org

ТТХ

Калибр мм     533,4         
Длина, м 8
Вес торпеды, кг

2700
Мощность боеголовки: 150 кт —  в ядерном варианте;

210 кг — обычного ВВ

Маршевая скорость, км/ч 375
Радиус действия, км: около 7 , до 13 — новая версия;

2- старая версия

Двигатель  прямоточный гидрореактивный двигатель

ТТХ «Шквал-Э»

Калибр, мм        533,4           
Длина, мм 8200
Масса, кг 2700
Дальность хода, км

до 10
Скорость на марше, м/с

90-100
Угол после залпового разворота, град

± 20
Глубина хода на марше, м 6
Тип боевой части

фугасный
Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг

не менее 210
Вид старта: надводный или подводный
Глубина подводного старта, м

до 30
Двигатель

прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки, кроме того носовая часть торпеды не позволяет установить на нее головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян www.arms-expo.ru 12      

Источник: https://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie-i-voennaya-tekhnika/rossiyskiy-shkval-odna-iz-luchshikh-podvodnykh-raket-v-mire/

На смену "Шквалу" придет морской "Хищник" — Кесарь — КОНТ

Саратовское КБ «Электроприбор» близко к завершению ОКР по созданию новой скоростной торпеды.

Она должна стать «наследницей» знаменитого «Шквала», который способен развивать под водой скорость в 200 узлов, что эквивалентно 370 км/ч.

Об этом стало известно в связи с представлением «Электроприбором» заявки на участие в конкурсе «Авиастроитель года» по итогам 2015 года, проводимом Союзом авиастроителей России.

На конкурс были поданы две работы, одна из которых посвящена «выполнению государственного оборонного заказа по созданию составных частей перспективных подводных аппаратов».

И далее: «С 2013 года коллектив предприятия занимается разработкой, изготовлением опытных образцов и проведением испытаний составной части подводной ракеты, реализующей новые принципы управления пограничным слоем».

Речь идет о торпеде «Хищник», сведения о которой крайне ограничены в связи с высокой степенью секретности данной разработки.

Любопытно, что созданием торпеды занимается предприятие, которое разрабатывает компоненты для самолетов военной авиации. И разработка выставляется на конкурс, учрежденный Союзом авиастроителей России.

Дело в том, что данный тип вооружения называется ракетной торпедой. И ракетной частью этого изделия занимается КБ «Электроприбор».

КБ создает для торпеды электрические узлы, обеспечивающие работу ракетного двигателя, и систему управления.

«Хищник» — это не первая отечественная ракетная торпеда. И в случае успешной трансформации научно-технических идей в боеспособное изделие станет четвертой в мире. Оружие, действительно, уникальное.

Не случайно американцы долгое время не верили в возможность его создания, несмотря на получаемые данные от своей разведки о проведении сверхсекретной ОКР.

Пока в 1977 году на вооружение ВМФ СССР не была принята торпеда ВА-111 «Шквал».

История.

Ракето-торпеда «Шквал» была разработана в рамках работ по теме скоростного подводного оружия, против которого были бы бессильны все существующие средства защиты.

В то время особенную актуальность приобрела проблема борьбы с американскими авианосными ударными группами (АУГ), которые были хорошо прикрыты как с воздуха — за счет своей авиации и кораблей обеспечения, так и под водой, где «слепые» зоны «сонаров» прикрывали многоцелевые субмарины.

Подобраться незамеченным к такой цели на дистанцию торпедного залпа было нелегкой задачей, но, даже если это удавалось, корабли группы вполне могли бы уйти от торпед. Почему? Во-первых, современные средства обнаружения позволяют эффективно засекать точку пуска торпед и оперативно предпринимать ответные действия.

Во-вторых, скорость хода торпед относительно низкая, так что при пуске с большой дистанции (свыше 10 километров) у кораблей противника есть время сделать противоторпедный маневр.

Существует масса средств противодействия торпедам — от «шумелок», которые обманывают головку самонаведения (которая реагирует на звук винтов надводных кораблей) до обстрела торпеды специальными боеприпасами, взрывающими боевую часть.

В связи с этим было решено разработать такую торпеду, среагировать на которую враг не успеет, и которая гарантированно поразит цель при выходе на позицию атаки. Так родилась идея ракето-торпеды, которая двигалась бы под водой со скоростью 300-350 километров в час, почти как легкий самолет.

Разработка «Шквала» началась в 1960 году в НИИ-24 (ныне — Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Полученное ТЗ предполагало создание торпеды, имеющей маршевую скорость в 200 узлов (370 км/ч), дальность 20 км и запускаемой при помощи стандартного 533-мм торпедного аппарата.

Первый опытный образец торпеды был построен уже в 1964 году. Тогда же и начались его испытания на озере Иссык-Куль, а через два года — на Черном море в районе Феодосии. Испытания были признаны неудовлетворительными. И конструкторы, шаг за шагом, учитывая накапливаемый отрицательный опыт, создавали все новые и новые модели. Но и они не вписывались в жесткие рамки технического задания.

Лишь шестой опытный образец выдержал полный цикл испытаний и был рекомендован к серийному производству. В 1977 году торпеда была принята на вооружение подводного флота ВМФ.

Столь чудовищную скорость, в возможность развития которой в водной среде долго не верили американцы, была достигнута за счет кавитационного эффекта.

Научными изысканиями в этой области в Советском Союзе начали заниматься в конце 40-х годов в одном из филиалов ЦАГИ.

В результате в конце 50-х годов ученые создали строгую теорию кавитационного движения и сформулировали рекомендации по использованию его принципов при создании скоростных подводных аппаратов.

Сущность кавитационного эффекта состоит в том, что физическое тело (в данном случае — торпеда) перемещается в воздушном пузыре. На носу торпеды-ракеты устанавливается специальная деталь — кавитатор .

Она представляет собой металлическую пластину эллиптической формы с заточенными краями и расположена перпендикулярно оси торпеды. Во время движения она меняет положение относительно оси торпеды для создания подъемной силы в носовой части.

По достижении скорости около 280 км/ч кавитация вблизи края пластин достигает такой интенсивности, что появляется огромный воздушный пузырь, который обволакивает торпеду.

Правда одного носового кавитатора здесь недостаточно, а потому ему помогает встроенный в торпеду газогенератор, увеличивающий пузырь-каверну до необходимых размеров, чтобы вся конструкция от носа до кормы была им охвачена. Тем самым торпеда во время движения преодолевает сопротивление не воды, а воздуха.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного реактивного двигателя. То есть, по сути, получается этакий подводный реактивный полет.

Причем, двигательная установка у «Шквала» двухступенчатая. Вначале твердотопливный ускоритель разгоняет торпеду до скорости, необходимой для проявления кавитационного эффекта.

После чего включается маршевый двигатель — гидрореактивный прямоточный.

Не менее серьезной проблемой, чем реализация кавитационного движения, для конструкторов стало создание подводного реактивного двигателя. Он кардинально отличается от тех, которые используются и в самолетах, и в ракетах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом является гидрореагирующие металлы.

По части скорости требования ТЗ были выполнены. Но дальность торпеды смогли довести только до 13 километров. Пуск осуществлялся с глубины в 30 метров. Торпеда «летела» к цели на глубине в 6 метров. Боеголовка первоначально была ядерной, имела мощность в 150 килотонн. Вес торпеды — 2700 кг, длина — 8200 мм.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

Недостатки.

Торпеду немедленно назвали «убийцей авианосцев». Но справедливости ради к этой характеристике следовало бы приплюсовать и то, что лодки, вооруженные «Шквалом» с громадной долей вероятности должны становиться самоубийцами.

При громадной скорости у торпеды отсутствует головка самонаведения. Что вызвано двумя объективными обстоятельствами. Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно в связи с тем, что будет разрушен парогазовый пузырь.

Во-вторых – невозможность обратной связи, поскольку излучение гидролокаторов не способно «пробить» газовый пузырь обволакивающий ракету-торпеду, к тому же торпеда издает сильные шумы и вибрирует, в связи с чем ГСН не сможет слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя.

То есть, условно говоря, торпеда работает так же, как и артиллерийский снаряд.

Вполне понятно, что перед запуском реактивной торпеды учитывается курс корабля противника, его скорость и прочие факторы. То есть запуск производится с упреждением. Но оно невелико, поскольку 13 километров «Шквал» преодолевает за 130 секунд, это чуть больше двух минут.

Крупному кораблю, а тем более авианосцу, непросто за это время совершить маневр, позволяющий избежать столкновения с торпедой. Непросто, но возможно. Поэтому на первой модификации торпеды устанавливалась 150-килотонная ядерная боеголовка.

И лишь впоследствии, когда дело дошло до сокращения арсенала ядерного оружия, ее заменили фугасной весом около четверти тонны.

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты Подводная ракета «Шквал-Э» разработки ГНПП «Регион» (с) Анатолий Соколов / ИА «Оружие России»

Выстрел ядерной боеголовкой со столь близкого расстояния мог уничтожить и саму подводную лодку. Была и еще одна опасность. Выпустив реактивную торпеду, лодка себя обнаруживала. След, который оставлял «Шквал» на поверхности воды, точно указывал на ее местоположение.

Малая дальность торпеды была чревата и еще одним неприятным обстоятельством. Для атаки авианосца или крупного корабля неприятеля подводная лодка должна была войти в зону противолодочной обороны. И это снижало шансы успешного проведения операции.

Выдающиеся скоростные характеристики создали торпеде незаслуженную медийную славу. В СМИ постоянно писали о российском чудо-оружии, которого так боятся американцы. Это было, конечно, далеко не так.

Американцы больше боялись не «Шквала», а т.н. «толстых» торпед, дальность хода которых в пятеро больше, и наводятся они не на звук, а на кильватерный след, который еще долго остается в воде после прохода большого корабля.

Обмануть такую торпеду «шумелками» невозможно.

Зарубежные попытки.

Идеи, заложенные в «Шквале», повторили конструкторы еще двух стран. В 2005 году Германия объявила о создании суперкаветирующей торпеды «Барракуда», развивающей скорость до 400 км/ч. А два года назад командующий ВМС Ирана заявил о торпеде, имеющей скорость в 320 км/ч. Но речь идет не о готовом к использованию оружию, а об образцах, проходящих испытания.

Работы на данный момент.

Вполне понятно, что «Хищник» — это не модификация «Шквала». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые тактические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал. А деньги выделены очень серьезные. Только лишь двум соисполнителям проекта «Хищник-М» (вышеупомянутому КБ «Электроприбор» и саратовскому заводу СЭПО-ЗЭМ) выделено более 1,5 млрд. рублей.

В рамках данной работы опубликованы более 20 научных трудов, в том числе 4 научные работы в 2015 году. Оформляются заявки на несколько патентов на полезные модели. В 2015 году были изготовлены первые два опытных образца составной части летательного аппарата, а также проведены стыковочные и лабораторно-стендовые испытания, наземная отработка.

В конце 2016 года планируется проведение предварительных испытаний составной части подводной ракеты, включая ходовые испытания летательного аппарата, по результатам которых будет проведено присвоение конструкторской документации составной части подводной ракеты литеры «О».

В рамках данной работы также предприятием разрабатывается РКД (рабочая конструкторская документация) и функциональное программное обеспечение, изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания технологической контрольно-проверочной аппаратуры (ТКПА), предназначенной для проведения регулировок и проверок подводной ракеты в целом и ее составных частей в отдельности.

Поэтому следует ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность торпеды. В 60-е годы технически это было нереализуемо. Но наука не стоит на месте. Если все новые научно-технические достижения будут воплощены в металле, то тогда, действительно, должен появиться идеальный убийца авианосцев

Источники:

http://bmpd.livejournal.com/21…

https://www.utro.ru/articles/2…

http://vzapare.ru/reaktivnaya-…

http://svpressa.ru/war21/artic…

Источник: https://cont.ws/post/441093

В пятнадцать раз быстрее "шквала"?

По сообщению South China Morning Post, в Китае создают сверхзвуковую подлодку

В российских КБ и научных центрах, которые связаны с кораблестроением и созданием новых систем оружия для ВМФ, не могли оставить без внимания удивительную новость, пришедшую к нам из-за Великой Китайской стены. Точнее, со страниц South China Morning Post. «Китайские ученые, — извещает газета, — приблизились к созданию уникальной подводной лодки, способной передвигаться со сверхзвуковой скоростью».

Как такое удалось? И возможно ли это в принципе? Уверяют, что возможно. А гиперускорение достигнуто якобы за счет усовершенствования технологий, полученных еще во времена СССР.

Речь о так называемом эффекте суперкавитации. Он возникает, когда подводный аппарат — например, торпеду — удается разогнать до 180 км/час и более.

Поток набегающей воды при такой скорости взаимодействия не обтекает корпус торпеды, а срывается с ее поверхности, образуя вокруг большой воздушный пузырь — каверну.

Как следствие, сопротивление среды резко уменьшается, скорость также резко возрастает.

В разные годы этим занимались исследователи и конструкторы в СССР/России, США, Германии, Норвегии и некоторых других странах, включая Иран. Подобные работы носили, как правило, военный характер и результаты не афишировались.

Наиболее известная из законченных разработок — советская подводная ракета (ракета-торпеда) «Шквал», которая развивала скорость 340-370 км/ час в зависимости от плотности водной среды.

Противолодочный комплекс под таким же названием был принят на вооружение ВМФ СССР в конце 1977 года.

Долгое время у российского «Шквала» не находилось конкурентов, и за ноу-хау в этом деле охотились многие разведки мира. В 2000-м, напомним, случилась шумная шпионская история с долгим судебным разбирательством, где засветились профессор МГТУ им. Баумана Анатолий Бабкин и руководитель фирмы «Техсоурс Марин Груп ЛТД» гражданин США Эдмонд Поуп.

Американец, получивший в России 20 лет тюрьмы, был в декабре того же года помилован. Спустя пять лет, в середине 2005-го, Германия заявила, что обладает торпедой «Барракуда», которая использует тот же принцип кавитации, что и «Шквал». А в мае нынешнего, 2014 года, командующий ВМС Ирана заявил, что и его страна имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/час.

Но китайцы, если верить South China Morning Post, пошли гораздо дальше. Они, образно говоря, взобрались на плечи российских учителей (явных и неявных), прикинули, сколько будет напрямую от Шанхая до Сан-Франциско, и говорят: построим не торпеду, а подводную лодку, которая за два часа (!) покроет это расстояние…

Читателей уверяют, что в Поднебесной смогли кардинально усовершенствовать полученные в СССР технологии. А качественный скачок в скорости (полтора порядка в сравнении со «Шквалом») собираются достичь «за счет того, что на лодке будет установлено специальное устройство, которое станет выдувать (генерировать) вокруг субмарины потоки воздушных пузырьков».

Неужели и впрямь мы имеем дело со случаем, который описан формулой: учитель, научи ученика, чтобы было, у кого учиться? Собеседники «РГ» в ведущих конструкторских бюро, которые специализируются на подводном кораблестроении и сосредоточены в Санкт-Петербурге, соглашаться с этим не спешат.

А саму новость про «сверхзвуковую подлодку» воспринимают как подводную утку, запущенную для того, чтобы привлечь к себе внимание. В ЦНИИ им. академика А.Н.

Крылова, известном научном центре по созданию морских судов, «РГ» дали понять, что на современном уровне развития науки и техники скорость для обитаемых подводных аппаратов в 3-4 тысячи километров в час недостижима.

И те прорывные исследования, что ведутся сейчас, «не позволяют прогнозировать», что преодоление Тихого океана под водой будет возможно за два часа.

Комментарий

Чудо-юдо

Один из экспертов, отвечающий в известном КБ за перспективное проектирование, но пожелавший остаться неназванным, согласился на этих условиях прокомментировать сообщение South China Morning Post о «китайском прорыве» в подводный гиперзвук:

— Суперкавитация вполне реальна и работоспособна. Наш «Шквал», немецкие и норвежские изыски в этой части хорошо известны. Однако известны и проблемы.

Первое — это двигатель-движитель. На всех имеющихся образцах это ракетный двигатель или (как у норвежцев) классический орудийный снаряд (т.е. порох). Типовое для ПЛ и торпед сочетание «мотор-винт» в этом случае не подходит, т.к.

винт не работает в каверне, и ни один мотор не дает нужной мощности при требуемых размерах и весах. Или наоборот: имеет неприемлемые размеры и веса при заданной мощности.

Даже самые поверхностные оценки показывают, что для разгона до «китайских обещаний» объекта водоизмещением около 100 тонн потребуется мощность американской ракеты Saturn.

Второе. Для обеспечения требуемой дальности потребуется несусветный запас топлива, причем не солярки, а горючего типа гептила или пороха.

Третье. Управление суперкавитирующим объектом при помощи типовых для ПЛ и торпед гидродинамических рулей невозможно из-за той же каверны. Нужны струйные рули или качающееся сопло двигателя.

На маленьком «Шквале» это реализуемо, но как качать сопло двигателя, способного разогнать ПЛ в 5000 тонн, никому не известно.

Алгоритм управления этим качанием тоже весьма сложен — со «Шквалом» была проблема заставить его «ехать» прямо, про маневрирование не было и речи.

Четвертое. Освещение обстановки и связь для такой ПЛ окажутся невозможны: каверна мешает применять гидроакустику, а выпуск антенн на такой скорости страшно даже представить. Шумность и прочие проблемы скрытности очевидны.

Тем самым хочу сказать, что сделать слепоглухонемую пулю, летящую со страшным визгом только по прямой, можно, если найти подходящий двигатель и топливо. Сделать из этой «пули» лодку, не вижу как.

А самое главное не вижу, зачем. Пусть даже эта ерунда сможет прибежать из Китая к США за два часа, а зачем? Любая порядочная ракета прилетит туда за 15-20 минут, причем перехватить ее на два-три порядка сложнее.

Не хочу гадать, кто и зачем все это придумал. Но всегда есть стремление показать, что страна «икс» имеет технологические достижения, от которых соседи должны впадать в трепет.

И тратить деньги на такую же муру по принципу: «У больших мальчиков уже есть, я тоже хочу». За примерами далеко ходить не надо — вспомните Стратегическую оборонную инициативу, она же — «Звездные войны».

Масштаб иной, интрига та же…

Знай наших

«Золотую рыбку» китайцам не догнать

Рекорд скорости среди когда-либо построенных в мире боевых подводных лодок принадлежит советской АПЛ с крылатыми ракетами К-162 под командованием капитана 1 ранга Юрия Голубкова.

Спроектированная в ЦКБ-16 (ныне — санкт-петербургское МБМ «Малахит») и построенная на «Севмаше», она имела титановый корпус и две автономные ядерные энергоустановки, что позволило ей развить скорость в надводном положении 16 узлов, в подводном — 44,7.

Строительство экспериментального корабля велось с 1963 по 1969 годы и обошлось очень дорого, за что эту подлодку стали называть «Золотая рыбка».

Торпеда шквал: технические характеристики (ТТХ), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты
Устройство торпеды «Шквал» и характеристики ПЛ «К-162»
Источник: Российская газета

Между тем

Через 6 лет уже 6 подлодок

Пока журналисты с подачи китайских ученых дразнят публику фантастическими обещаниями, слушатели Академии подводного плавания в Циндао (готовит кадры для ВМС Народно-освободительной армии Китая) уже более полугода осваивают экспериментальную модель атомной подлодки нового поколения Type-095 (китайское обозначение 09-V), которая должна прийти на смену находящейся ныне на вооружении АПЛ Type-093. По мнению военного аналитика Рика Фишера (США), «это может означать начало большой и серьезной работы по подготовке кадров к приему на вооружение подводных лодок нового поколения».

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на американские же источники, Китай строит сейчас две новые подводные лодки с баллистическими ракетами — Type-094 и Type-096.

В ежегодном докладе Пентагона о военной мощи КНР указано, что на верфях Поднебесной развернуто производство усовершенствованных АПЛ Type-093S, и четыре такие лодки поступят в ВМС Китая в ближайшие пять лет.

Согласно другим источникам уже не в США, а в Азии к 2020 году Китай может принять в боевой состав шесть атомных подлодок Type-093S и две новых Type-095S.

Александр Емельяненков

Источник: https://vpk.name/news/121278_v_pyatnadcat_raz_bystree_shkvala.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector