Зрк оса: тактико-технические характеристики (ттх) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (24) за 2016 г.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

В 2015 году исполнилось 10 лет со дня открытия возле здания заводоуправления монумента боевой машины зенитно-ракетного комплекса «Оса».

Этот памятник был открыт в преддверии 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 35-летия с момента серийного производства комплексов.

Отмечая в 2016 году 45-летие принятия на вооружение ЗРК «Оса», давайте вспомним, как начиналась эра легендарной «Осы».

ЗРК «Оса» – один из видов оборонительного оружия, в котором были воплощены лучшие конструкторские разработки, высокий интеллект и творческий замысел многих создателей этого изделия.

И, в первую очередь, необходимо вспомнить имя генерального конструктора Научно-исследовательского электромеханического института Вениамина Павловича Ефремова.

Вениамин Павлович всю жизнь проработал в военно-промышленном комплексе, начинал свой путь с должности техника в Научно-исследовательском электромеханическом институте и вырос до генерального конструктора — академик Российской академии наук, один из крупнейших ученых в области создания современных средств ПВО. Под его руководством были освоены в производстве и приняты на вооружение армии такие известные в стране и за рубежом зенитно-ракетные комплексы и системы, как «Круг», «Оса», «Тор», «С-300В», «С-300ВМ».

Изделия «Круг», «Оса», «Тор» сделали имя не только институту, они способствовали становлению и развитию Ижевского электромеханического завода. Советская техника должна была опережать образцы зарубежных конкурентов по основным тактико-техническим требованиям и приниматься на вооружение, по крайней мере, на десяток лет раньше.

Комплексы «Круг», «Оса», «Тор», каждый в свое время, являлись основой противовоздушной обороны Сухопутных войск России. За созданием этих комплексов и систем стоят высочайшая эрудиция, неординарные способности, глубокие технические знания генерального конструктора.

По боевым характеристикам все изделия в период разработки не имели себе равных в мире.

Основные вехи в истории создания и производства ЗРК «Оса».

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

1971-1980 годы можно смело назвать десятилетием «Осы». Для ИЭМЗ — это период расцвета творческой активности инженерно-технических работников, передовых рабочих и руководителей всех звеньев управления.

После проведения заводских испытаний в июле 1970 года и совместных государственных испытаний в феврале 1971-го постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР комплекс был принят на вооружение.

В апреле 1971 года климатические испытания боевой машины были завершены, полученные данные использовались при разработке плана мероприятий по результатам государственных испытаний ЗРК.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Главный конструктор боевой машины Иосиф Матвеевич Дризе (на фото) и его заместитель Андрей Михайлович Рожнов оказали заводу большую помощь при организации работы на полигоне, а при проведении климатических испытаний был незаменим ведущий специалист института Николай Николаевич Покрамович. Первую партию комплексов отгрузили в декабре 1971-го, а с 1972 года ЗРК «Оса» (9А33Б) был запущен в серийное производство.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Три батареи, прошедшие войсковые испытания, участвовали в параде войск на Красной площади 7 ноября 1973 года и произвели настоящий фурор. Химкинский полк, сформированный первым, более пятнадцати лет выводил на парад боевые машины 9А33Б и 9А33БМ2.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

После трех одновременно проведенных в конце 1973 — начале 1974 годов модернизаций авторитет комплекса «Оса-АК» стал непререкаемым в среде военных специалистов не только Советской Армии, но и других армий мира. Комплекс стал известен как лучший зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия по своим тактико-техническим характеристикам, надежности, боевой эффективности и себестоимости.

Успешно проведенные модернизации комплекса «Оса» окрылили не только коллектив разработчиков и трудовые коллективы предприятий, участвовавших в изготовлении комплекса, они укрепили стремление Министерства обороны ежегодно разворачивать пять-шесть полков, вооруженных комплексом «Оса-АК».

В начале 1979 года комплекс «Оса-АК», доработанный для поражения низколетящих и зависающих вертолетов, был предъявлен на совместные испытания, которые прошли успешно. И в том же году комплекс с шифром «Оса-АКМ» принят на вооружение. 

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

В 1976 году за освоение серийного производства боевой машины ЗРК «Оса» и организацию работ по ее модернизации в кратчайшие сроки большая группа рабочих, ИТР, служащих и руководители завода награждены орденами и медалями.

Большая заслуга в налаживании серийного производства комплексов «Оса» — Александра Васильевича Воскресенского, возглавлявшего в то время Ижевский электромеханический завод.

В 1978 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за организацию серийного производства изделий спецтехники ему была присуждена Государственная премия.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Первые экспортные поставки ЗРК «Оса» были осуществлены в ГДР, Польшу, Болгарию, Венгрию. Обеспечить поставки на экспорт в страны Варшавского договора больших трудностей не представляло. Поставки осуществлялись с эксплуатационными надписями и документацией на русском языке.

Более сложные задачи коллективу завода пришлось решать при подготовке к экспортным поставкам в развивающиеся страны, которые осуществлялись в более поздний период.

В течение пяти лет была разработана и издана эксплуатационная документация на русском, английском, французском и испанском языках, а также создана система вариантного изготовления боевых машин для эксплуатации в различных климатических условиях.

Через эти испытания прошли не только боевые машины, но и все регулировщики цеха 33. Самые ответственные испытания доставались бригадирам: В.В. Карпову, А.Н. Евчуку, В.Т. Кондратьеву, Н.И. Шатеркину. Не проходили испытания и без ведущих конструкторов: В.Г. Дубовика, С.А. Постнова, В.П. Никонцева, В.А. Пономарева, В.Г. Львова, Н.М.

Вылегжанина. Всеми работами специалистов ОКБ со средствами комплекса «Оса» начиная с 1977 года руководил Е.Ф. Мокрушин — заместитель начальника ОКБ. Огромный вклад в создание, разработку и производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» внесли Иванов Л.Б., Дмитриев Г.Г., Попов В.А., Пенкин С.В., Рамильцев Б.Н., Ахатов В.А., Набоков Г.Н.

, Левин С.К., Закурдаев Г.А., Наговицын Г.Ф., Самарин В.А., Безумов Ю.А., Дурыманов В.А., Афанасьева Н.Ф. и многие другие замечательные специалисты. Государственную премию «За освоение и организацию серийного выпуска ЗРК «Оса» присвоили директору ИЭМЗ А.В. Воскресенскому, а также начальнику ОКБ Попову В.А.

и регулировщику РЭАиП Братчикову В.Г.

Этому зенитно-ракетному комплексу особое внимание уделял Дмитрий Федорович Устинов, к тому времени министр обороны СССР. Он любил ездить по заводам и всегда брал с собой главных конструкторов.

Вениамин Павлович Ефремов не без улыбки вспоминал такой эпизод: «В одну из таких поездок Дмитрий Федорович заглянул в свою «вотчину» — город Ижевск, где посетил несколько оборонных заводов. Решил посмотреть и на «Осу». У директора Ижевского электромеханического завода А.В.

Воскресенского состоялось совещание, на котором министр обороны поставил вопрос об увеличении выпуска этого зенитно-ракетного комплекса для Сухопутных войск. Были намечены мероприятия по оказанию помощи заводу в его развитии, приобретении необходимого оборудования, развитии социальной сферы предприятия.

После совещания гости и сопровождающие их лица пошли в цех, где им продемонстрировали серийные образцы комплекса «Оса». Я рассказал Дмитрию Федоровичу о комплексе и его достоинствах, заводчане – о технологии производства. Выслушав мой доклад, министр обороны сказал: «Вениамин Павлович, вы разместили на боевой машине четыре ракеты.

Необходимо удвоить боекомплект!» Все мои возражения о невозможности размещения, дефиците веса и габаритов на автомобильной базе были жестко отвергнуты: «Это ваша забота. Об исполнении доложите!» По возвращении в Москву я связался с разработчиком ракеты — генеральным конструктором Петром Дмитриевичем Грушиным, рассказал ему о поручении Устинова.

Тот выслушал и сказал: «Это серьезно, надо работать». В конце концов, была найдена возможность размещения шести ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Боевая машина приобрела элегантный внешний вид. Я позвонил Дмитрию Федоровичу и сказал: «Мы проработали с Грушиным ваше поручение. Восемь не получилось, но хорошо размещается шесть ракет».

Он немного подумал и сказал: «Ладно. Как в той русской поговорке: с паршивой овцы хоть шерсти клок». Вопрос был закрыт». За разработку этого комплекса Вениамину Павловичу Ефремову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден вторым орденом Ленина.

  • Портрет грозной «Осы»
  • Зенитно-ракетный комплекс «Оса» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения, летящих на малых и средних высотах.
  • В состав комплекса входит:
  • боевая машина (БМ) 9А33БМ4;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2 на 12 ракет;
  • зенитная управляемая ракета 9М33М3;
  • машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции 9В242-1;
  • юстировочная машина 9В914Н;
  • машина технического обслуживания 9В21ОН;
  • комплект наземного оборудования 9Ф16М2.

Все боевые средства комплекса вошли в состав одной боевой машины ЗРК «Оса-АКМ» на самоходной колесной базе. Боевая машина ЗРК «Оса-АКМ» автономна и может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и боевой обстановке. Наиболее опасные цели могут быть обстреляны одновременно двумя ракетами.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения (СОЦ) и сопровождения цели (ССЦ), система наземного радиозапросчика (НРЗ), двухканальные радиолокационные станции визирования ракет (СВР) и передачи команд (СПК), телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и НРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

В качестве базы комплекса «Оса-АКМ» используется плавающее шасси БАЗ-5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). На нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л.с.).

Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе до 80 км/ч.

Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя.

Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке.

Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса «Оса-АКМ» имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке — от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя.

Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения ТЗМ 9Т217БМ2 размещается на аналогичном колесном шасси.

В связи с переходом на выпуск более совершенных средств ПВО, предприятие с 1990 года  не производит комплекс, однако, учитывая интересы потребителей и большой парк изделий, находящихся в эксплуатации, оказывает полный комплекс сервисных услуг по ЗРК «Оса-АКМ», в том числе по капитальному ремонту и модернизации находящейся в эксплуатации техники.

Почти за 20 лет работы было выпущено 1791 изделие. 506 зенитно-ракетных комплексов «Оса» находятся на вооружении около 15-и стран мира. Есть они в Польше, Болгарии, Чехии, Словакии, Ливии, Алжире, Иордании и ряде других стран. В Российской армии ЗРК «Оса» стоит на вооружении ПВО Сухопутных войск, кроме того, есть дивизионы «Ос» в полках морской пехоты.

Боевое применение ЗРК «Оса»

Впервые комплекс был использован в боевых действиях в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам при этом было сбито несколько самолетов. Для борьбы с «Осой» стали использоваться самые различные приемы снижения его боеспособности.

Кроме радиоэлектронного подавления, на позиции ЗРК запускались беспилотные летательные аппараты, имитирующие действия боевых самолетов. После того как был израсходован запас ЗУР, по позициям комплексов наносила удар израильская авиация.

Так, в одном из боев в результате такой атаки были уничтожены три сирийских ЗРК «Оса», но четвертый смог уничтожить израильский самолет РР-4Е.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

«Оса» неоднократно использовалась в боевых действиях в Анголе против ВВС Южной Африки. Так, в период 1987-1988 гг. подразделением ЗРК «Оса» были сбиты два ДПЛА и один самолет. ЗРК использовались Ливией при отражении воздушных ударов американских самолетов в апреле 1986 г.

При подготовке операции «Буря в пустыне» военные специалисты США рассматривали комплекс как одно из самых эффективных средств ПВО Ирака.

Читайте также:  Пистолет псм: самозарядный малогабаритный, калибр, технические характеристики (ттх), история разработки

Поэтому накануне самой операции подразделения спецназа многонациональных сил захватили на территории Кувейта ЗРК «Оса» вместе с расчетом и технической документацией с целью изучения и организации эффективной борьбы с ним. В ходе начавшихся боевых действий эти ЗРК стали одними из первоочередных объектов для подавления различными средствами.

Однако и в такой сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК «Оса» показал себя одним из наиболее эффективных средств ПВО, особенно в борьбе с крылатыми ракетами «Томагавк». В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» ЗРК «Оса» сбил американскую крылатую ракету.

Комплекс был настолько хорош, что спецподразделение многонациональных сил, проведя спецоперацию, проникло на территорию Кувейта и похитило его вместе с техдокументацией и иранским боевым расчётом, для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ним.

Снова в строю.

Средства комплекса постоянно совершенствуются в интересах повышения эффективности обороны и снижения затрат на эксплуатацию и обеспечение боевой работы.

Данные направления модернизации на протяжении последних лет широко представляются на международных выставках вооружений и военной техники.

В 2015 году на международном авиасалоне «МАКС-2015» был представлен модернизированный вариант ЗРК – комплекс «Оса-АКМ1».

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

«Действительно, «Ос» в войсках много. И — да, конечно же, «Торы», в особенности новейших модификаций, значительно превосходят «Осу».

Но говорить о том, что ЗРК «Оса» устарел, на мой взгляд, преждевременно, – сообщил журналу «Арсенал Отечества» Генеральный директор АО ИЭМЗ «Купол» Фанил Газисович Зиятдинов — Не будем забывать, что боевые машины ЗРК «Оса» также модернизируются. Их возможности растут.

По сравнению с базовой моделью у модернизированной «Осы» заметно увеличена помехозащищенность, введены оптико-электронная система с тепловизионным каналом, спутниковая навигационная система.

За счёт внедрения цифровой обработки сигналов, новых методов наведения, автоматизации работы боевого расчета удалось увеличить максимальную скорость поражаемых целей с 500 м/с до 700 м/с и, одновременно, решить задачу поражения малоразмерных тихоходных целей типа беспилотных летательных аппаратов. Сегодня можно говорить о том, что проведение капремонта и модернизации используемых комплексов «Оса» позволяет продлить их жизненный цикл ещё как минимум на 10 лет».

Обслуживание и модернизацию поставленной на вооружение ЗРК «Оса» можно производить на базе сервисно-технических центров, для которых была разработана техническая документация.

Модернизации подлежит элементная база и электрические цепи комплекса.  Обновленный ЗРК «Оса-АКМ1» получит помехоустойчивую аппаратуру, новую оптико-электронную систему с ИК-каналом и спутниковую систему связи и навигации ГЛОНАСС.

Также модернизацию пройдет и система радиоуправления ЗУР 9М33М3.

Основная причина такого долголетия состоит в том, что, создавая «Осу» в 70-80-е годы прошлого столетия, гениальные конструкторы заложили в эту машину большой модернизационный потенциал, который не исчерпал себя и сегодня.

И установка на пьедестале одного из самых уникальных изделий, освоенных Ижевским электромеханическим заводом, – это дань уважения послевоенному поколению, которое самоотверженным трудом создавало самые современные образцы оружия во имя укрепления обороноспособности нашей Родины, во имя мира и созидания.

Алексей Леонков

Источник: http://arsenal-otechestva.ru/article/852-zrk-osa-45-let-v-stroyu

Зрк оса, тактико-технические характеристики зенитного ракетного комплекса, амк — модернизированная система пво, иностранные модификации

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса» является автоматизированным средством ПВО, предназначенным для отражения воздушных угроз на малых дальностях. Его тактико-технические характеристики способны обеспечить прикрытие от воздушных ударов танковой или мотострелковой дивизии. Ракетный комплекс может действовать как в процессе боя, так и на марше.

Создание ЗРК «Оса» в 60-х годах 20 века было обусловлено тем, что авиация, избегая огня зенитных управляемых ракет, старалась атаковать на сверхмалых высотах. В связи с этим ЗРК, которые существовали в те годы, оказались практически бесполезными. Хотя их ТТХ прекрасно подходили для борьбы с высоколетящими целями, для низколетящих целей они практически не представляли опасности.

Так как новая тактика нападения авиации распространилась по всему миру, военные ведомства многих развитых стран пытались решить задачи по проектированию новых зенитно-ракетных комплексов, которые могли бы эффективно бороться именно с низколетящими целями. Технический уровень развития даже такого мощного государства, как США, не позволял создать ЗРК, который мог бы эффективно бороться с низколетящими целями, но советские конструкторы в очередной раз совершили резкий рывок вперёд в гонке вооружений.

История создания ЗРК «Оса»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 27.10.1960 года, работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса были начаты в том же 1960 году. Ответственным за разработку был назначен НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Во главе процесса разработки был поставлен Тарановский, которого вскоре сменил Косичкин.

До сих пор перед советскими конструкторами никогда не ставили сложную задачу по разработке полностью автономного зенитно-ракетного комплекса. Согласно плану, новая система ЗРК должна была совместить на одной базе следующие устройства:

  1. Средства обнаружения и сопровождения воздушных целей;
  2. Пусковое устройство, способное к запуску зенитной управляемой ракеты;
  3. Средства топографии;
  4. Средства навигации;
  5. Независимые источники электроснабжения.

В довершение ко всему, новый зенитно-ракетный комплекс должен был быть ещё и плавучим. После нескольких попыток разработки стало ясно, что одному НИИ-20 с подобной задачей не справиться. Именно по этой причине разработка ЗРК было доверена целому ряду НИИ и конструкторских бюро:

  • НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике, как уже было сказано выше, назначался ответственным за весь проект. Кроме этого, данное НИИ отвечало за разработку боевой машины;
  • Конструкторское бюро №82 машиностроительного завода по авиационной технике было назначено ответственным за разработку и испытания зенитной управляемой ракетой. Главным конструктором, ответственным за ракету, стал А. Потопалов;
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за разработку всей системы электропитания ЗРК;
  • Самоходное шасси должен был разработать Кутаисский автомобильный завод.

Параллельно с разработкой самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса» разрабатывался аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М», основным предназначением которого являлась защита кораблей военно-морского флота от низколетящих воздушных угроз.

https://www.youtube.com/watch?v=rpG6xU00oyw

Так как военная разведка СССР в 60-е годы успешно работала в США, советскому правительству было известно, что потенциальный соперник разрабатывает свой автономный и мобильный ЗРК на самоходном шасси. Американская новинка, известная под именем «Маулер», должна была обеспечить американские войска защитой от низколетящих целей на расстоянии 10-15 км.

В связи с этими обстоятельствами, разработка советского ЗРК началась усиленными темпами. Как показало время, паника была совершенно напрасной, так как данный американский проект с треском провалился – летом 1965 года он был окончательно свёрнут.

Трудности при разработке ЗРК «Оса»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

В СССР разработка ЗРК «Оса» тоже продвигалась очень медленно. Назначенные НИИ и КБ не справлялись с поставленной задачей. Проходили постоянные замены главных конструкторов, которые отвечали за разработку различных узлов, но это мало помогало.

В сентябре 1964 года новым разработчиком был назначен ЗУР-МКБ «Факел». В то время главным конструктором «Факела» был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси также была передана новому предприятию, которым стал Брянский автомобильный завод.

Директор НИЭИ Минрадиопрома СССР Ефремов был назначен главным конструктором ЗРК.

После такой масштабной перестановки, разработка ЗРК «Оса» пошла более успешно и в 1970 году первый прототип ЗРК «Оса» был отправлен на Эмбинский полигон, где успешно прошёл все положенные испытания.

4 октября 1971 года комплекс был принят на вооружение армии СССР. На вооружении ПВО Сухопутных войск данный самоходный комплекс был принят в 1972 году.

Общественности зенитно-ракетный комплекс «Оса» впервые был представлен во время военного парада, который проходил на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года.

Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» способен самостоятельно следовать за танковыми и мотострелковыми дивизиями практически в любых погодных условиях. Уникальная конструкция шасси обеспечивает ему прекрасную проходимость и плавучесть. Он имеет высокую эффективность и обладает хорошей защитой от помех. Мобильный самоходный ЗРК «Оса» включает в свой состав следующие средства:

  • Машина 9А33Б, оборудованная средствами наведения и пуска ракет;
  • Системы разведки;
  • Заряжающая машина;
  • Ракета 9М33, которая является управляемой.

Как заряжающая, так и боевая машины находятся на плавающих шасси БАЗ-5937. Данное трёхосное шасси обладает прекрасной проходимостью в условиях бездорожья и способно преодолевать водные преграды. Кроме того, оно оснащено следующими устройствами:

  • Средствами электроснабжения;
  • Навигацией;
  • Системами жизнеобеспечения;
  • Генератором отбора мощности.

Данный комплекс, помимо того, что может передвигаться своим ходом, может транспортироваться на грузовых самолётах ИЛ-76 или железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам комплекс способен передвигаться со скоростью до 55 км/ч.

В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Само шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг.

Для обнаружения воздушных целей на ракетном комплексе используется мощная радиолокационная станция. Она может обнаруживать воздушные цели, находясь как на месте, так и в движении. Кроме того, ЗРК способна идентифицировать цели по признаку «свой – чужой».

Серийное производство ЗРК «Оса»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» было развёрнуто на 2-х предприятиях:

  • Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе;
  • Зенитные управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе.

До 1975 года «Оса» производилась без существенных модернизаций.

В 1975 году на вооружение Сухопутных войск СССР был принят модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Оса-АК». Модернизация ЗРК «Оса» заключалась в следующих изменениях:

  • Появилось 6 зенитных управляемых ракет модификации 9М33М2, вместо 4-х 9М33 у базовой модификации;
  • Зона поражения у модернизированного комплекса тоже была увеличена. Теперь комплекс мог сбивать самолеты, скорость которых равнялась 500м/С, вместо 420 М/С у базовой модели;
  • Радиоэлектронная аппаратура (большая часть её) была размещена на новой элементной базе. Это нововведение позволило уменьшить массу комплекса, снизить энергопотребление и повысить общую надёжность;
  • Ракеты получили взрыватели новой конструкции, которые позволили уменьшить минимальную высоту поражения воздушных целей комплексом с 50 до 25 метров.

В целом, модернизированный зенитно-ракетный комплекс значительно превосходил по базовым характеристикам предыдущую модель.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Следующая модернизации зенитно-ракетного комплекса получила название «Оса-АКМ». Данная модификация была принята на вооружение в 1980 году.

Основным отличием модификации «АКМ» были повышенные возможности для борьбы с военными вертолётами.

Так как, начиная с конца 1970-х годов военные вертолёты стали массово оснащаться противотанковыми ракетами, комплекс пришлось дорабатывать в соответствии с этими нюансами.

ЗРК «Оса-АКМ» мог вести эффективный огонь не только по движущимся, но и по «зависшим» в воздухе целям. Ракеты комплекса получили модернизированный взрыватель, после установки которого цели можно было поражать практически на нулевых высотах. При этом расстояние до цели не должно было быть менее 2 км. Максимальная дальность поражения составляла до 6,5 км.

Модификации Оса, произведённые в других странах

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Кроме вышеперечисленных модификаций, существует ещё несколько модификаций ЗРК «Оса» которые были произведены в Белоруссии и Польше.

«Оса-1Т» — это модернизированный комплекс, который был произведён в Республике Беларусь. Работы по модернизации базового комплекса были начаты в 2001 году. После того как комплекс был доработан, он был продемонстрирован в Минске и польском Кельце. В отличие от базового комплекса он обладает следующими доработками:

  • Защита комплекса от помех была модернизирована, возрос радиус её действия;
  • Появилась современная оптико-электронная система, основной задачей которой является сопровождение цели. Данная система сконструирована таким образом, что может функционировать в условиях полного радиоэлектронного подавления;
  • Система наведения нового комплекса даёт возможность ракетам поражать цели, летящие на высоте до 7 км. Расстояние до цели может составлять до 12 км;
  • Модернизированный комплекс способен поражать цели, летящие со скоростью до 700 м/с.
Читайте также:  Пп 2000: российский пистолет-пулемёт нового поколения, технические характеристики (ттх), ёмкость магазина

Общий ресурс и ремонтопригодность зенитно-ракетного комплекса были значительно увеличены.

Следующая модернизированная машина, произведённая на базе ЗРК – это Т-38 «Стилет». Она тоже производится в Белоруссии. Самым главным отличием данной модернизации является наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если возникнут проблемы с производством двухступенчатых ракет, комплекс может успешно пользоваться ракетами 9М33М3, которые используются в комплексе «Оса-АКМ».

Ещё одной модернизацией является польская ЗРК SA-8 Sting. Она практически ни чем не отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь явно прослеживается совместная с Белоруссией разработка.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Основные ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Оса» (базовой модели) имеют следующие характеристики:

  • По классификации – это зенитно-ракетный комплекс;
  • Его боевая масса составляет 18 000 кг;
  • Экипаж включает в себя 5 человек;
  • Длина корпуса комплекса составляет 9 140мм;
  • Высота комплекса с опущенным радаром составляет 4 200 мм;
  • Ширина корпуса составляет 2 750 мм;
  • Диапазон дальности стрельбы составляет от 1 500 до 10 000 метров;
  • В качестве вооружения комплекс располагает четырьмя управляемыми ракетами 9М33;
  • Двигатель комплекса имеет мощность в 300 л/с. Он может развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч, и до 35 км/ч по бездорожью. Кроме того, комплекс способен передвигаться вплавь со скоростью до 10 км/ч.

Колёсная формула 6х6 позволяет комплексу без проблем передвигаться в условиях полного отсутствия дорог.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении Сухопутных войск России и ряда других стран. Хотя современные ЗРК во многом превосходят «Осу», армия не спешит полностью от них отказываться.

Источник: https://WarWays.ru/boevye-mashiny/rakety-i-raketnye-kompleksy/zrk-osa.html

Зрк «оса»

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» — автоматизированное средство ПВО, которое используется для отражения воздушных атак противника на малых дальностях. Его технические характеристики обеспечивают прикрытие от воздушных ударов мотострелковой или танковой дивизии. Ракетный комплекс действует как на марше, так и в процессе боя.

Разработка Зрк «оса» в 60-х гг. XX века была обусловлена тем фактором, что авиация, избегая зенитных управляемых ракет, пыталась атаковать противника на сверхмалых высотах.

В результате ЗРК, которые были на вооружении в те годы, оказались чуть ли не бесполезными.

Если их тактико-технические характеристики отлично подходили для борьбы с высоколетящими воздушными объектами, то для низколетящих они не представляли практически никакой опасности.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Поскольку новая стратегия нападения авиации стремительно распространялась по всему миру, многие развитые страны стремились, как можно быстрее, решить задачи по проектированию новых ЗРК, которые бы эффективно противостояли низколетящим целям.

Однако технический уровень развития даже столь мощного государства, как Соединенные Штаты Америки, не позволял разрабатывать ЗРК, который бы успешно поражал низколетящие цели.

В этом плане их сильно опередили советские конструкторы, которые сделали прорыв в создании новых видов вооружения.

История Зрк «оса»

Согласно постановлению Совета Министров и ЦК КПСС от 27.10.1960 года, работы по разработке нового ЗРК были начаты в этом же 1960 году. За разработку отвечал НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Всем процессом руководил Тарановский, которого в скором будущем сменил Косичкин.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

По сей день перед советскими конструкторами не ставили столько сложную задачу по созданию автономного ЗРК. По задумке, новая система зенитно-ракетного комплекса должна совмещать на единой базе такие устройства:

  • Средства обнаружения и сопровождения разных типов воздушных целей.
  • Средства навигации.
  • Средства топографии.
  • Пусковое устройство, которое бы отвечало за запуск зенитной управляемой ракеты.
  • Независимые источники электроснабжения.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Плюс ко всему новый ЗРК комплекс должен быть еще и плавучим. Уже после нескольких попыток разработки специалистам стало ясно, что одному НИИ-20 с такой задачей не справиться. Поэтому разработку ЗРК поручили целому ряду НИИ и конструкторским бюро:

  • Ответственным за весь проект, как уже было указано выше, был НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике. К тому же, данному НИИ была поручена разработка боевой машины.
  • Ответственным за разработку и тестирование зенитной управляемой ракеты назначили конструкторское бюро №82. Главный конструктор, отвечающий за создание ракеты – А. Потопалов.
  • Кутаисский автомобильный завод отвечал за разработку самоходного шасси.
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за создание общей системы электропитания зенитно-ракетного комплекса.

Вместе с разработкой самоходного Зрк «оса» проходила разработка аналогичной системы «Оса-М», главная задача которого заключалась в обеспечении защиты кораблей военно-морского флота от разного вида низколетящих воздушных угроз.

Поскольку военная разведка в 60 гг.

успешно работала в США, правительству СССР было известно, что потенциальный противник занимается разработкой своего автономного и мобильного ЗРК, располагающегося на самоходном шасси.

Это была новинка, обозначающаяся как «Маулер». Ее задача заключалась в обеспечении защиты американских войск от низколетящих воздушных целей на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

В результате, создание советского ЗРК велась быстрыми темами. Но со временем стало понятно, что такая паника была напрасной, поскольку американский проект провалился – он был свернут летом 1965 года.

Сложности при разработке Зрк «оса»

Разработка Зрк «оса» в СССР тоже продвигалась довольно медленно. Назначенные КБ и НИИ не справлялись с поставленными задачами. Одни главные конструкторы, отвечающие за разработку разных узлов, сменивались другими, но и такая мера не помогала.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Осенью 1964 г. назначили нового разработчика, которым стал ЗУР-МКБ «Факел». Тогда главным конструктором этого предприятия был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси тоже была передана другому предприятию – Брянскому автомобильному заводу.

Главным конструктором ЗРК стал Ефремов, директор НИЭИ Минрадиопрома СССР.

После столь масштабной перестановки, создание Зрк «оса» пошла куда успешнее и в 1970 году на Эмбинский полигн поступил первый прототип комплекса. Там он успешно прошел все испытания.

Осенью 1971 года ЗРК передали на вооружение армии СССР, а через год он поступил на вооружение ПВО Сухопутных войск. Общественность впервые увидела Зрк «оса» на военном параде, проходящем в ноябре 1975 года на Красной площади в Москве.

Описание и характеристики Зрк «оса»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Зрк «оса» способен самостоятельно следовать за мотострелковыми и танковыми дивизиями в разных погодных условиях. Благодаря уникальной конструкции шасси он получил прекрасную плавучесть и видимость. Также он отличается высокой эффективностью и имеет хорошую защиту от помех.

Состав мобильного самоходного Зрк «оса»:

  • Заряжающая машина.
  • Машина 9А33Б, оснащенная средствами наведения и пуска ракет.
  • Системы разведки.
  • Управляемая ракета 9М33.

Как заряжающая, так и боевая машины располагаются на плавающих шасси БАЗ-5937. Это трехосное шасси имеет отличную проходимость в условиях бездорожья и может преодолевать водные преграды. К тому же, оно оборудовано следующими устройствами:

  • Навигацией.
  • Генератором отбора мощности.
  • Системами жизнеобеспечения.
  • Системы электроснабжения.

Этот комплекс, кроме того, что способен передвигаться самостоятельно, может транспортироваться на железнодорожном транспорте или грузовых самолетах ИЛ-76. Мощный двигатель обеспечивает Зрк «оса» максимальную скорость до 80 километров в час по шоссе. По грунтовым дорогам комплекс передвигается со скоростью до 55 километров в час.

При необходимости, ЗРК может пылить со скоростью до 10 километров в час. В таком случае, двигатель обеспечивает работу специального водомета. Что касается шасси, то оно способно буксировать прицепы до 7 200 килограмм.

За обнаружение воздушных целей противника отвечает мощная радиолокационная станция. Она обнаруживает воздушные цели, находясь как в движении, так и на месте. К тому же, ЗРК может идентифицировать цели по принципу «свой – чужой».

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» проходило на двух предприятиях:

  • Ижевский электромеханический завод отвечал за производство самой боевой машины.
  • Кировский машиностроительный завод отвечал за производство зенитных управляемых ракет.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Стоит отметить, что до 1975 года Зрк «оса» производилась без серьезных модернизаций. И только в этом году на вооружение Сухопутных войск поступил модернизированный ЗРК «Оса-АК». Произошли следующие изменения:

  • Вместо 4 ракет 9М33 появилось 6 ракет модификации 9М33М2.
  • Увеличилась зона поражения. Теперь комплекс мог поражать самолеты, скорость которых достигала 500 метров в секунду (базовая модель могла сбивать самолеты только если их скорость не превышала 420 метров в секунду).
  • Поменялось место размещения радиоэлектронной аппаратуры. Ее большую часть поместили на новой элементной базе. Благодаря такому нововведению удалось уменьшить вес комплекта, повысить общую надежность и снизить энергопотребление.
  • Ракеты с новыми взрывателями. Их конструкция изменилась, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения целей с 50 метров до 25 метров.

Как видите, модернизированный ЗРК существенно превосходил базовую модель по вышеперечисленным характеристикам.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующей модификацией ЗРК была «Оса-АКМ». Она поступила на вооружение в 1980 году. Главное отличие модификации заключалось в повышенным возможностям борьбы с военными самолетами. Поскольку, начиная с 1970-х гг. военные вертолеты массово оснащали противотанковыми ракетами, ЗРК пришлось доработать с учетом этих нюансов.

ЗРК «Оса-АКМ» успешно атаковал не только движущие, но и «зависшие» в воздухе цели. Ракеты получили модернизированный взрыватель, благодаря чему цели можно было уничтожать чуть ли не на нулевых высотах. При этом расстояние до воздушной цели не должно было быть меньше двух километров. Максимальная дальность поражения – до 6,5 километров.

Модификации «Оса», разработанные в других странах

Помимо перечисленных выше модификаций, существуют и другие, которые были выполнены в Польше и Белоруссии.

«Оса-1Т» — модификация, которая была создана в Беларуси. Работы по модернизации проходили начиная с 2001 года. После всех доработок комплекса, его продемонстрировали в польском Кльце и Минске. Специалисты произвели следующие доработки:

  • Внедрили современную оптико-электронную систему, главная задача которой – сопровождение цели. Эта система сконструирована так, что может эксплуатироваться даже при полном радиоэлекронном подавлении.
  • Модернизована защита комплекса от помех, увеличился радиус ее действия.
  • Благодаря доработкам комплекс смог поражать воздушные цели, летящие на высоте до семи километров на расстоянии до двенадцати километров.
  • Модернизированный комплекс может поражать цели, которые летят со скоростью до 700 метров в секунду.

Ремонтопригодность и общий ресурс зенитно-ракетного комплекса были существенно увеличены.

Следующая модернизированная машина была построена на базе зенитно-ракетного комплекса «Оса» — Т-38 «Стилет». Ее тоже разработали в Белоруссии. Основное отличие этой модернизации заключается в наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если с производством двухступенчатых ракет возникнут проблемы, комплекс сможет использовать ракеты модели 9М33М3, которые идут в комплекте «Оса-АКМ».

Еще одна модификация – польская SA-8 Sting. Она мало чем отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь прослеживается совместная разработка с Белоруссией.

Тактико-технические характеристики Зрк «оса» (базовой модели)

  • Боевая масса – 18 000 кг.
  • Длина корпуса – 9140 мм.
  • Ширина корпуса – 2750 мм.
  • Высота с опущенным радаром – 4200 мм.
  • Экипаж – 5 человек.
  • Диапазон дальности стрельбы – от 1500 до 10 000 м.
  • Вооружение – 4 управляемые ракеты 9М33.
  • Мощность двигателя – 300 л/с. Максимальная скорость передвижения по шоссе – до 70 км в час; по бездорожью – 35 км в час. К тому же, комплекс может передвигаться даже вплавь. Его скорость в таком случае – до 10 км в час.

Колесная формула 6х6 обеспечивает комплексу спокойное передвижение в условиях отсутствия дорог.

Зрк «оса» и его модификации и сегодня входят в вооружение Сухопутных войск РФ и многих других стран, и это несмотря на то, что современные ЗРК превосходят их по многим характеристикам. Пока армия не планирует от них избавляться.

Читайте также:  Авиаконструктор яковлев: самолёты конструктора, биография александра сергеевича, як в великой отечественной

Источник: http://avia.pro/blog/zrk-osa

Очередная белорусская модернизация зенитного ракетного комплекса ЗРК "Оса"

?

Очередная белорусская модернизация зенитного ракетного комплекса ЗРК «Оса»bmpdMay 17th, 2019ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостаткиМодернизированная боевая машина из состава ЗРК «Оса» на колесной базе производства ОАО «МАЗ», в рамках экспозиции ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения», была представлена на 9-й Международной выставке вооружения и военной техники «MILEX-2019»

По информации государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь (ВПК РБ), «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» завершил первый этап модернизации основных систем ЗРК «Оса» (9А33БМ2, 9М33БМ3).

Заявленные тактико-технические характеристики усовершенствованной «Осы» были подтверждены в ходе проведения полигонных испытаний с боевой стрельбой модернизированной боевой машины 9А33-1Б, прошедших в конце марта 2019 года на 174 учебном полигоне ВВС и войск ПВО (Брестская область). (Модернизированная боевая машины 9А33-1Б была представлена на MILEX-2017).

По данным объективного контроля отклонение от мишени составило около 1,5 м.Имеющийся у ОАО «2566 ЗР РЭВ» опыт по ремонту боевых машин ЗРК «Оса» как в интересах военного ведомства, так и в рамках контрактов с организациями-спецэкспортерами позволило провести опытно-конструкторскую работу по модернизации боевых средств из состава ЗРК «Оса».

Конструкторами борисовского завода решена задача увеличения дальности обнаружения и повышения точности определения координат цели.

С учетом всех современных тенденций в усовершенствованной боевой машине были улучшены помехозащищенность электронных систем, повышены боевые возможности станции сопровождения целей и визирования ракет, что позволило эффективней обнаруживать, сопровождать и уничтожать малоразмерные цели, в том числе беспилотные летательные аппараты.

Усовершенствования затронули порядка 70 % штатного радиоэлектронного оборудования боевой машины.Модернизация основных систем ЗРК «Оса» позволила не только повысить эффективность его применения, но и увеличить надежность, срок его службы, снизить затраты на эксплуатацию, а также существенно улучшить условия и эффективность работы операторов.

В настоящее время ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного оборудования» продолжает перевод боевой и транспортно-заряжающей машин из состава модернизированного ЗРК «Оса» на колесную базу производства ОАО «МАЗ». Учитывая модернизационный потенциал ЗРК «Оса» в целом, работы в этом направлении будут продолжены.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

  • ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки
  • ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки
  • ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Транспортно-заряжающая машина также была переведена на колесную базу производства ОАО «МАЗ». Реализованная концепция обеспечивает универсальность и позволяет применять ее как в составе зенитных ракетных подразделений, так и в качестве технической батареи.

  1. ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки
  2. Модернизированная боевая машина 9А33-2Б из состава ЗРК «Оса» на колесной базе МАЗ-6317 будет представлена на параде войск Минского гарнизона 3 июля 2019 года в ознаменование Дня Независимости Республики Беларусь и 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
  3. ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Натурный образец модернизированной боевой машины БМ 9А33-1Б из состава ЗРК «Оса» представленный на «MILEX-2017» Основным направлением модернизации боевой машины стало повышение эффективности и надежности, проверенной временем системы ПВО. Конструкторами завода решена задача увеличения дальности обнаружения и повышения точности определения координат цели.Были значительно улучшены предельные показатели по дальности обнаружения воздушных объектов электронной аппаратурой ЗРК — до 52,5 километра. Ошибка определения дальности до цели составила не более 35 м, а ошибка определения азимута цели – 0,15 град. Заявленные характеристики модернизированной боевой машины 9А33-1Б были подтверждены пусками зенитных управляемых ракет в ходе приемочных и натурных испытаний, последние прошли в середине февраля 2017 года на полигоне Полесский (Брестская область).Усовершенствования затронули порядка 70 процентов штатного радиоэлектронного оборудования боевой машины.

Современная элементная база позволила улучшить помехозащищенность и значительно расширить боевые возможности станции сопровождения целей и визирования ракет. Была повышена чувствительность приемных устройств, реализована цифровая обработка радиоэлектронной информации, внедрены новые алгоритмы подавления пассивных помех.

Скрытность работы боевой машины по воздушным целям повышена за счет модернизации телевизионно-оптического визира. Введен режим автоматического сопровождения цели по оптическому каналу.В ходе опытно-конструкторской работы усовершенствованию подвергся и самый сложный по настройкам и ремонтопригодности счетно-решающий прибор боевой машины.

Современные технические решения позволили заменить девять его блоков всего одним, в который была дополнительно введена функция документирования боевой работы. Это позволило отслеживать все формируемые системами команды во время регламентных работ и при боевых пусках.В боевой машине 9А33-1Б реализовано автоматизированное рабочее место командира.

Оно позволяет оценивать радиолокационную обстановку и параметры движения целей, а также осуществлять выдачу целеуказания оператору поиска.

Проводимая модернизация позволит увеличить срок службы изделия, снизить затраты на эксплуатацию, улучшить его тактико-технические характеристики, а также существенно улучшить условия и эффективность работы операторов.

Источник: https://bmpd.livejournal.com/3644184.html

Смертоносная "Оса" в новом исполнении

21.08.2015 00:01:00

«Купол» представит модернизированный вариант боевой машины ЗРК «Оса-АКМ1»

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки Российское оружие не стареет.

Ижевский электромеханический завод «Купол», входящий в состав «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», является производителем уникальных комплексов противовоздушной обороны малой дальности. Разработчик этих комплексов – московский «Научно-исследовательский электромеханический институт», во многих странах мира известны его зенитные ракетные комплексы «Оса» и «Тор».

Серийное производство ЗРК «Оса-АК» было освоено в начале 1970-х годов, однако такой солидный возраст – отнюдь не помеха. И спрос на комплексы семейства «Оса» по-прежнему высок. А на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 предприятие «Купол» представит модернизированный вариант боевой машины ЗРК «Оса-АКМ1».

  • ЗРК «Оса-АКМ» является всепогодным автономным самоходным средством ПВО малой дальности и предназначен для противовоздушной обороны сухопутных войск во всех видах их боевых действий, а также для обороны малоразмерных объектов от воздушных атак самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других аэродинамических средств, выполняющих свои задачи на средних, малых и сверхмалых высотах.
  • В данном комплексе реализовано:
  • – размещение всех боевых средств на одном колесном шасси, что обеспечивает высокую проходимость по пересеченной местности, гарантирует высокую маневренность в боевых условиях, способность без предварительной подготовки преодолевать на плаву водные препятствия и вести стрельбу с неподготовленных позиций;
  • – высокий уровень автономности во время боевых действий, способность их ведения в любое время года и суток в любых климатических условиях;
  • – ведение радиолокационной разведки на месте и в движении, обстрел цели одной или двумя ракетами с места или короткой остановки;
  • – широкие возможности для дальнейшей модернизации;
  • – возможность преобразования в мишенный комплекс «Саман».
  • Комплекс обеспечивает поражение целей, летящих со скоростью до 500 м/с на высотах 25–5000 м в диапазоне дальностей от 1,5 до 10 км.

Боекомплект состоит из шести ракет. Время реакции комплекса – от 26 до 40 сек. Время перехода комплекса из походного положения в боевое – не более 4 мин.

В настоящее время ЗРК «Оса-АКМ» состоит на вооружении более чем в 15 странах мира и успешно эксплуатируется на протяжении нескольких десятилетий.

Он неоднократно участвовал в боевых действиях и показал отличные результаты в локальных военных конфликтах по всему миру.

Обладая высоким боевым потенциалом в борьбе с классическими средствами воздушного нападения, ЗРК «Оса-АКМ» для многих государств до сих пор является основным средством ПВО малой дальности.

Однако в современных условиях в противоборстве со средствами воздушного нападения, выполненными по технологии «стелс», и высокоточным оружием в условиях интенсивного использования всех видов активных и пассивных помех ЗРК «Оса» требует усовершенствования, так как слабой стороной немодернизированного комплекса является низкая помехозащищенность и живучесть в условиях применения современных средств воздушного нападения, а устаревшая элементная база приводит к низкой надежности. Результаты боевой работы очень сильно зависят от мастерства и профессионализма боевого расчета.

ЗРК ОСА: тактико-технические характеристики (ТТХ) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки
Модернизированная боевая машина ЗРК «Оса-АКМ1». Фотографии предоставлены ИЭМЗ «Купол»

Основная задача модернизации – увеличение его надежности и помехозащищенности за счет обновления устаревшей элементной базы, вследствие чего продлевается жизненный цикл комплекса еще на 10–12 лет.

За счет проведения капитального ремонта с модернизацией специалисты Ижевского электромеханического завода достигли ряда преимуществ относительно прежнего комплекса, в том числе была увеличена номенклатура поражаемых целей и их предельные характеристики, скорость, высота.

Кроме высокоскоростных целей комплекс может обнаруживать и поражать малоразмерные не скоростные цели типа БПЛА, что в настоящее время немаловажно.

За счет автоматизации процесса снижено время реакции и сокращен боевой расчет на одного человека, при этом если раньше работа комплекса напрямую зависела от слаженности боевого экипажа, то сейчас эта зависимость значительно снижена.

Установленные ЖК-индикаторы обеспечивают большую информативность экрана, применена аппаратура телекодовой связи, позволяющая стыковать БМ с вышестоящим командным пунктом и организовать работу под его управлением. Применение АРМ позволяет реализовать на них рабочее место регулировщика, где можно оперативно производить контроль технического состояния и при необходимости отладку БМ, а также документировать и анализировать на рабочем месте результаты боевой стрельбы.

Значительно повышается помехозащищенность комплекса от активных и пассивных помех. Появилась оптико-электронная система всесуточного действия, которая позволяет получить дополнительный канал обнаружения и сопровождения цели по угловым координатам.

Обновленный комплекс успешно прошел предварительные полигонные испытания, в планах – государственные испытания. По окончании государственных испытаний планируется наращивать темпы роста производства.

В перспективе предприятие планирует полностью отказаться от иностранных комплектующих, которые были применены на стадии опытных работ.

Пока модернизированные образцы БМ ЗРК «Оса-АКМ1» не запущены в серию, но уже сейчас страны, где эти комплексы стоят на вооружении, проявляют огромный интерес к модернизации. Представленная на прошедшем в июне с.г. форуме «Армия-2015» модернизированная «Оса-АКМ1» привлекла внимание и российских и иностранных военных специалистов.

И этот интерес закономерен и обоснован – после ремонта и модернизации РТА ЗРК «Оса-АКМ» Вооруженные силы получают автоматизированный зенитный ракетный комплекс, с боевыми средствами, расположенными на одном шасси, который позволяет обеспечивать эффективную борьбу с элементами высокоточного оружия, самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами.

После модернизации комплекс можно использовать в качестве мишенного комплекса и в качестве тренажера. Он позволяет тренировать расчет боевой работы без использования реальных целей и ракет.

При этом существует возможность пуска имитатора воздушной цели по различным траекториям полета, имитации различной воздушной обстановки и имитации пуска ракет по выбранным имитированным целям.

Доработка боевой машины ЗРК «Оса» под мишенный комплекс «Саман-М» проводится путем установки специального программного обеспечения с сохранением качеств боевой машины.

  1. Возможные траектории полета имитаторов воздушной цели 9Ф841 «Саман» и 9Ф841-М «Саман-М»:
  2. – максимальная дальность полета – до 22 км;
  3. – дальность управляемого полета – до 13 км;
  4. – максимальная высота полета – до 5 км.
  5. После проведения модернизации зона поражения имеет следующие характеристики:
  6. – от 1,5 км до 7 км по дальности комплекс способен поражать скоростные цели до 700 м/с;
  7. – от 1,5 км до 10 км по дальности и до 6 км по высоте комплекс способен поражать цели со скоростью до 300 м/с.

Дополнительно по желанию заказчика боевая машина может быть оснащена системой кондиционирования с распределенной системой подачи воздуха. Система обеспечивает перепад температуры между окружающей средой и на рабочих местах операторского отсека до 15 градусов по Цельсию.

  • Подводя итоги, можно сказать, что в результате модернизации комплекса «ОСА-АКМ» по предложенным направлениям можно получить современный автоматизированный комплекс, позволяющий обеспечивать эффективную борьбу с элементами высокоточного оружия, самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами с продлением сроков эксплуатации на 10–12 лет.
  • Глубокая модернизация может проводиться только в ходе капитального ремонта в заводских условиях, то есть на заводе-изготовителе.
  • Все работы проводятся ИЭМЗ «Купол» – изготовителем ЗРК «Оса-АКМ» – с обеспечением высокого качества, соответствующими гарантийными обязательствами, поставками ЗИП и обучением специалистов.

Источник: http://nvo.ng.ru/concepts/2015-08-21/12_osa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector